проектов в России. Эта структура будет
формировать инвестиционный климат в
России, ведь инвестор сам пойдет туда, где
будет выгодно.
5
Кроме стимула в виде дешевых ресур-
сов нужно оживлять спрос — через
возмещение ставки для «физиков», и пред-
ложение — через прямые государственные
вложения либо через инвестиционные
кредиты. И все это — через посредников в
лице банков, потому что они «заточены» на
эту работу: собирать документы, анализи-
ровать. Лучше банков никто ее не сделает.
6
Это как раз просто. Если речь идет о
возмещении процентной ставки по
ипотечному кредиту, лучше самого «физи-
ка» этого никто не проконтролирует. Как
заинтересованное лицо, действующее по
закону, он никогда не выпустит из своего
внимания этот процесс. Главное, чтобы он
четко знал, что имеет на это право.
При кредитовании проектов через упол-
номоченные банки и прямом государствен-
ном участии контроль наладить сложнее.
Но тоже можно. Если граждане будут знать
конкретные обязательства государства (на-
пример, проведение водопровода к застра-
иваемому участку), то лучше всех добьются
результата у чиновников. Общество может
все проконтролировать само, если по за-
кону будет иметь право что-то получить от
государства!
1
Важным приоритетом в политике
модернизации должна быть… от-
ветственная налоговая политика. На мой
взгляд, представление о налоговом ма-
невре, согласно которому удастся в целом
снизить где-то налоговую нагрузку, — не-
верное. Высокие бюджетные социальные
обязательства (пенсии, пособия, денежное
довольствие военнослужащим и т.п.) при-
дется выполнять. Сделать это будет доволь-
но сложно. Денег будет не хватать. В этой
ситуации задача — не загубить ростки но-
вого налоговыми поборами — становится
наиглавнейшей.
Другим приоритетом является безот-
лагательная пенсионная реформа. Нужно
многое сделать по данному направлению,
не «зацикливаясь» только на проблеме
пенсионного возраста. Решения по рефор-
мированию в этой сфере нужно принимать
уже сейчас.
Ну и наконец, третье слагаемое успеха
(а по важности я бы поставил это на первое
место) — развитие конкуренции. Уровень
конкуренции российской экономики по-
прежнему низкий. Повышение уровня кон-
куренции является сверхзадачей.
2
Я противник того, чтобы понимать
модернизацию только как проекты,
на которые требуются деньги. Это упрощен-
ный и примитивный взгляд на проблему.
Должна состояться, прежде всего, мо-
дернизация институтов. А сколько денег
необходимо, чтобы провести пенсионную
реформу, или чтобы конкуренция была бо-
лее высокая, или снизить налоги? При про-
ведении модернизации институциональ-
ного характера не нужны деньги — здесь
необходимы политическая воля и грамот-
ные управленческие решения.
3
Вмоемпониманиимодернизациидан-
ный вопрос не является актуальным.
Если мы понимаем модернизацию как изме-
нение институтов, роль государства должна
быть решающей. А если это набор проектов,
то пусть больше будет частников.
4
Форма понятна — концессионное
соглашение. А вот что касается мас-
штабности участия частного капитала…
Разве могло оно быть более масштабным?
Ведь надо учитывать, что рынки заемного
капитала во многом сегодня закрыты, а
пенсионные деньгимыне можем задейство-
вать, в стране наблюдается хронический де-
фицит Пенсионного фонда (кстати, именно
поэтому существует высокая инфляция для
таких долгосрочных проектов).
Изменение институтов,
а не набор проектов
Игорь НИКОЛАЕВ
Директор департамента
стратегического анализа
аудиторской компании ФБК
50
Банки и деловой мир
апрель 2012
бизнес из первых рук:
Анкета БДМ