Стр. 51 - BDM_2012-04

Упрощенная HTML-версия

А наряду с этими факторами суще-
ствуют еще политические риски — все это
предопределяет то, что частный капитал не
участвует в решении инфраструктурных
задач в том объеме, в каком мог бы. К тому
же и уровень коррупции следует учитывать.
Одним словом, многое еще надо сделать.
Только решив целый ряд задач, можно на-
деяться, что участие частных организаций
будет активизироваться.
5
Государство, конечно, должно стиму-
лировать те процессы в экономике,
которые считает важными. Или, по мень-
шей мере, не должно мешать. Следует соз-
дать хорошие условия, сделать так, чтобы
государство не обременяло бизнес, не кош-
марило его. Не мешать — самое главное.
Но даже это является трудновыполнимой
задачей для нашего неэффективного госу-
дарства.
6
Если речь идет о финансовом
аспекте — для этого есть соот-
ветствующие органы государственного
финансового контроля: та же Счетная
палата РФ, Федеральное казначейство,
Росфинмониторинг. Что касается частных
организаций, то частники не в меньшей,
а даже в большей степени озабочены кон-
тролем над использованием своих средств.
Государство не должно контролировать
финансирование такой модернизации, оно
должно создавать стимулы. Контроль дол-
жен производиться только за использова-
нием государственных средств.
1
Обсуждение модернизации рос-
сийской экономики либо общества
обычно сводится к трем составляющим
этого процесса:
модернизация существующей транс-
портной и социальной инфраструкту-
ры;
модернизация как развитие опреде-
ленных отраслей экономики, которые
могут обеспечивать более высокий уро-
вень добавленной стоимости;
модернизация структуры экономиче-
ской среды (в том числе законодатель-
ства, судебной и правоохранительной
системы).
В контексте финансирования, очевидно,
стоит сконцентрироваться на первых двух
элементах: модернизации инфраструктуры
и развитии прорывных отраслей промыш-
ленности. Тем не менее для лучшего пони-
мания проблем и путей их решения необ-
ходимо учитывать указанное разделение.
Вообще говоря, одним из ключевых
приоритетов является создание внятной
стратегии развития и модернизации. Опре-
деление непосредственных целей и задач
позволит в значительной мере улучшить
понимание путей их достижения. В целом
роль государства в этом вопросе, на мой
взгляд, заключается в создании условий
для развития инновационных технологий в
стране, ключевыми мерами в этой области
могут стать следующие:
кардинальное изменение делового кли-
мата (защита капитала и инвестиций,
снятие административных барьеров,
стимулирование конкуренции);
создание благоприятных налоговых
условий развития инноваций;
формирование соответствующей ин-
фраструктуры (наукограды, система
венчурных фондов, технопарки, специ-
альные экономические зоны).
С точки зрения модернизации инфра-
структуры рассуждать о приоритетах чрез-
вычайно сложно. Тем более что чаще всего
это вопрос политического выбора граждан
и решается на государственном или регио-
нальном правительственном уровне. Если
все же попытаться ответить на этот вопрос,
выделяя при этом направления повышения
конкурентоспособности экономики, прио-
ритетами должны быть транспортная сеть,
образование и здравоохранение.
С точки зрения модернизации отраслей и
создания очагов инновационного роста под-
ход все-такинужно строить не на произволь-
ных отвлеченных суждениях о количестве
приоритетных отраслей или необходимости
выделения своеобразных «национальных
Критерием должна быть эффективность
Алексей ИЛЮЩЕНКО
Вице-президент —
директор по
стратегическому развитию
Промсвязьбанка
апрель 2012
Банки и деловой мир
51
бизнес из первых рук:
Анкета БДМ