Стр. 53 - BDM_2012-04

Упрощенная HTML-версия

1
На мой взгляд, инвестиции в инфра-
структуру — это идеальный путь пе-
рераспределения ресурсов и рабочей силы
из стагнирующих секторов экономики в
отрасли, способный обеспечить долгосроч-
ный экономический рост. Инфраструктура
имеет большое значение для развития лю-
бой страны.
По сути, речь идет об оказании жиз-
ненно важных услуг для обеспечения ба-
зового уровня жизни населения — таких,
как водоснабжение, канализация, электро-
снабжение, строительство дорог, телеком-
муникационные услуги, которые в свою
очередь ведут к улучшению здравоохране-
ния, доступа к образованию, экономиче-
ских возможностей и т.д. Во всех странах
инвестирование в развитие инфраструк-
туры рассматривают как естественный и
наиболее выгодный инструмент поддерж-
ки экономики, борьбы с падением ВВП и
производства.
2
,
4
Инфраструктура является
наиболее важным долго-
срочным объектом инвестирования лю-
бой страны. Отбор и осуществление таких
инвестиций определяет эффективность
бизнеса и качество жизни населения на
20–30 лет вперед. Поэтому необходим пе-
реход от модели опоры на исключительно
частные инвестиции к сбалансированной,
смешанной модели государственных над-
зора и организации, с участием частного
сектора в проектировании, строительстве
инфраструктурных объектов и, возможно,
управлении ими. Это означает более актив-
ное участие в процессе Внешэкономбанка,
Европейского банка реконструкции и раз-
вития, Европейского инвестиционного
банка, агентств экспортных кредитов по
финансированию закупок оборудования и
услуг. Такая модель опирается, прежде все-
го, на внутренние источники финансирова-
ния (частный бизнес, пенсионные фонды,
банки развития), национальные и местные
инжиниринговые и строительные компа-
нии, где иностранные участники играют
существенную, но не ведущую роль. При
этом участие частных банков в программах
(проектах модернизации) должно быть до-
бровольным. Эффективнее всего исполь-
зовать их, как участников консорциумов,
формируемых для реализации указанных
проектов.
Полагаю, что само построение бюджета
(постатейное) нуждается в перестройке, —
необходима специальная статья расходов
на поддержку модернизации и инноваций.
3
Согласно широко признанным рас-
четам Марка ЗАНДИ — главного
экономиста компании Moody’s Economy,
государственные капиталовложения в ин-
фраструктуру стимулируют частные ин-
вестиции: каждый доллар, потраченный
на инфраструктурные проекты, вызывает
мультипликационный эффект в размере
$1,59. Кроме того, бизнес в целом выигры-
вает вследствие сокращения издержек:
транспортных, коммуникационных, энер-
го- и водоснабжения.
Не существует одной универсальной
эффективной системы регулирования
структуры собственности для инфраструк-
турных проектов и инвестиций. Посколь-
ку общественное мнение склоняется к
преимущественной роли частного сектора,
необходимы государственные организа-
ционные структуры, занимающиеся регу-
лированием участия частного капитала в
инфраструктурных инвестициях, а также
соответствующая политическая воля, спо-
собная реализовать такое регулирование
на практике.
5
Еще в 2007 году Владимир Путин
оценил потребности в модернизации
российской инфраструктуры в течение
10 ближайших лет на уровне $1 триллиона.
Большая часть этой суммы, как предпола-
галось, должна прийти из частного сектора.
Однако из-за разразившегося затем кризи-
са и роста политических рисков частные
инвестиции в инфраструктуру в больших
объемах так и не пошли. Наоборот, бизнес
все с большим аппетитом стал засматри-
ваться на государственный бюджетный и
резервный карман. Само же государство,
отягощенное возможной двузначной ин-
фляцией, не склонно увеличивать ее еще
больше, тратя свои нефтяные доходы.
С тех пор были приостановлены или отло-
жены инфраструктурные проекты на сум-
Верно поставить вопрос
Александр ЗАХАРОВ
Вице-президент Торгово-
промышленной палаты РФ
апрель 2012
Банки и деловой мир
53
бизнес из первых рук:
Анкета БДМ