му $13 миллиардов, а бо´льшая часть денег,
предназначенных для инфраструктуры, по-
шла на поддержание банковской системы.
Теперь вместо всесторонней модернизации
инфраструктуры правительство говорит
лишь о ее «жизненно необходимых эле-
ментах».
6
Обычно правительство задает себе
вопрос: «Что мы можем сделать с
имеющимися финансовыми ресурсами?»
Однако это неверная постановка вопро-
са. Гораздо более продуктивно спросить:
«Какие инфраструктурные потребности
существуют в стране и что может быть
сделано в течение определенного периода
времени, отталкиваясь от имеющихся фи-
нансовых средств? Сейчас модной темой
стало частно-государственное партнер-
ство. Однако практика показывает, что
этот инструмент финансирования инфра-
структуры имеет весьма ограниченное
хождение. В Великобритании, например,
с его помощью сооружают лишь 10% всех
инфраструктурных объектов.
Важным является также вопрос, кто
выигрывает от инвестиций в инфраструк-
туру. Поскольку инфраструктура остается
общественным товаром, то, независимо
от формы контроля над ее элементами и
частным или государственным характером
инвестиций, инфраструктурные проекты
должны, прежде всего, максимально удо-
влетворять общественные потребности.
Это происходит только тогда, когда суще-
ствует сильный государственный надзор
над проектированием, финансированием,
строительством, функционированием и
ремонтом инфраструктурных объектов.
Инструменты контроля сегодня существу-
ют — например, Счетная палата имеет и
опыт, и квалифицированные кадры.
1
На мой взгляд, имеет смысл ранжи-
ровать инновационные проекты для
отнесения к приоритетным как на уровне
государства, так и на уровне регионов. Что
касается первого, то, безусловно, приоритет
должен быть отдан отраслям, уже имеющим
задел, способным стать локомотивами раз-
вития всей экономики и обеспечить высо-
кие темпы ее роста, — таким, как космиче-
ская, ядерная, энергетическая, оборонная
(создание перспективных видов воору-
жения, военной и специальной техники),
медицинская, информационная, биология,
телекоммуникации и ряд других.
На региональном уровне выбор при-
оритетных отраслей может иметь свои
особенности в зависимости от историче-
ски сложившейся специфики экономики
региона, его промышленного, научно-
технологического потенциала, инфра-
структурных возможностей, позволяющих
поддерживать инновации, и даже геогра-
фического расположения.
В любом случае нужно понимать, что
есть отрасли (к примеру, автомобилестрое-
ние), в которых мы безнадежно отстали от
зарубежных конкурентов, и ставить задачу
«догнать и перегнать» — значит, непро-
дуктивно расходовать денежные ресурсы и
еще больше увеличивать отрыв без всяких
шансов достичь технологического лидер-
ства. Нет ничего оскорбительного для на-
циональной гордости в том, чтобы в таких
случаях экспортировать готовые техноло-
гические решения из-за рубежа, а самим
сосредоточиться на отраслях, имеющих се-
рьезный интеллектуальный и технологиче-
ский бэкграунд и высокий конкурентный
потенциал, — чтобы стать действительно
прорывными и обеспечить мощный муль-
типликативный эффект не только в эконо-
мическом, но и в социальном плане.
2
Бюджет нашего государства тради-
ционно отягощен большим количе-
ством социальных обязательств, и это не
дает возможности переориентировать рас-
ходы с потребления на инвестиции в раз-
витие национальной экономики. Для пере-
смотра структуры бюджетных расходов,
где львиную долю занимают социальные
расходы и оборонка, требуется не только
осознание необходимости реформ (оно,
я уверен, у руководства страны есть), но
ЧГП должно смещаться в частный сектор
Владимир ЖЕНОВ
Генеральный директор
ОАО «Новосибирский
Муниципальный банк»,
председатель правления
Новосибирской городской
торгово-промышленной
палаты
54
Банки и деловой мир
апрель 2012
бизнес из первых рук:
Анкета БДМ