Стр. 55 - BDM_2012-04

Упрощенная HTML-версия

и политическая воля. А ее в перманентно
длящийся у нас выборный период на всех
уровнях власти проявлять по понятным
причинам сложно.
Справедливости ради надо отметить,
что в последние годы на фоне объявленной
президентом модернизации финансовые
вливания в инновационнуюсферу растут—
прежде всего, в госсекторе экономики. Но
как не было, так и нет внятной стратегии
создания такой институциональной среды,
которая, с одной стороны, рождала бы ин-
новации и позволяла бы им с максималь-
ной эффективностью пройти весь цикл от
идеи до внедрения, а с другой — формиро-
вала бы спрос на них и повышала воспри-
имчивость рынка к инновациям.
В результате инновационные проекты
поддерживаются точечно, модернизация
осуществляется практически в ручном
режиме. Остается нерешенным ключевой
для ее успешного проведения вопрос: где
искать источники долгосрочных ресурсов?
Серьезных инициатив со стороны государ-
ства в этом плане, и тем более их законода-
тельной проработки, я не вижу.
Распространено мнение, что источ-
никами «длинных» денег для финансиро-
вания инвестиционных проектов могли
бы стать средства пенсионных фондов и
страховых компаний, которые в развитых
странах относятся к числу крупнейших ин-
весторов. Теоретически это так, но для это-
го потребуется формирование адекватного
правового поля, поскольку у нас сейчас ни
государственный, ни негосударственные
пенсионные фонды не могут заниматься
коммерческой деятельностью. А что каса-
ется российских страховых компаний, то их
суммарные активы значительно уступают
иностранным. И, по некоторым оценкам,
вложенные в инновационные проекты ак-
тивы негосударственных пенсионных фон-
дов не превышают в нашей стране 10%.
К сожалению, так и не принят закон о
безотзывных банковских вкладах, хотя, я
уверен, при грамотной разъяснительной
работе среди населения и введении соот-
ветствующих стимулов для вкладчиков этот
инструмент инвестиций мог бы заработать.
3
Не думаю, что нам нужно искать
собственный путь. Исходя из миро-
вой практики, частно-государственное
партнерство должно смещаться в частный
сектор. Альтернативный рынок капиталов
могут формировать коммерческие и инве-
стиционные банки, венчурные фонды, кор-
порации, частные лица и другие участники.
Рассматривать государство как прямого,
притом ключевого, инвестора было бы в
корне неверно, а «принудить к инноваци-
ям» частный сектор может только рынок.
В противном случае все может обернуться
банальным распилом госсредств, а доказа-
тельством того, что деньги пошли по на-
значению, станет пресловутая приставка
«нано» на всем подряд, начиная с кремов
для обуви.
Активное участие государства должно
заключаться как раз в том, чтобы создать
рыночные стимулы для инвесторов и са-
мих инноваторов (льготное налогообложе-
ние предприятий, имеющих статус иннова-
ционных, снижение налоговой нагрузки на
прибыль, получаемую от реализации ин-
новационных проектов и др.) и разделить
с ними неизбежные риски.
5
Как член Совета Ассоциации ре-
гиональных банков и председатель
Новосибирского банковского клуба, скажу:
и должно, и может. Существующие норма-
тивы и требования регулятора накладыва-
ют на коммерческие банки жесткие ограни-
чения, не позволяющие им предоставлять
дешевые и долгосрочные кредиты иннова-
ционному бизнесу. Проекты инноваторов
по определению являются высокориско-
выми — в силу их непрочного положения
на рынке и отсутствия ликвидных залогов
под выдаваемые кредиты, высоких рисков
невозврата, длительности цикла от идеи
до внедрения и т.д. Понятно, что сложнее
всего — или даже невозможно — получить
кредит для финансирования инновацион-
ной деятельности малым предприятиям.
Чтобы вовлечь в процесс финансиро-
вания инвестпроектов широкий круг ком-
мерческих банков, должны быть приняты
радикальные меры: введены льготные нор-
мативы обязательного резервирования при
выделении кредитных средств, направляе-
мых на инновации, смягчены требования
по залогам при выдаче необеспеченных
кредитов, применяться госгарантии, пору-
чительства и другие рыночные механизмы,
круг которых достаточно велик.
апрель 2012
Банки и деловой мир
55
бизнес из первых рук:
Анкета БДМ