базы по налогу на прибыль на суммы, ко-
торые банк направил на финансирование
проектов по модернизации. Но сегодня это
почти нереально. Хотя действенные меха-
низмы разрабатывать стоит.
6
Бизнес сам должен стремиться отсле-
живать целевое использование таких
средств. Надзорных и контролирующих
органов сегодня более чем достаточно. Не
нужно усложнять. Когда спрашиваешь со-
временную молодежь о дальнейшей про-
фориентации — отвечают, что выбрали бы
работу чиновника или службу в различных
контролирующих органах. Но ведь нужно
понимать, что страна чиновников и кон-
тролеров сама себя не прокормит! Лучше
создать рыночные механизмы саморегу-
лирования, чтобы бизнес в целом и каж-
дое предприятие в отдельности понимали,
что отслеживать целевое использование
средств — в их прямых интересах.
1
Для эффективного финансирования
необходимо выбрать не более пяти
приоритетных направлений. На данный
момент это инфраструктура (транспорт,
энергетика и т.п.), наука (фундаментальная
и прикладная) и образование (прежде все-
го — техническое), без развития которых
невозможно создание условий для модерни-
зации реального сектора экономики. Наш
банк, к примеру, учредил стипендии и гран-
ты в поддержку образования перспективных
молодых специалистов ведущих российских
технических вузов. В программе участвуют
такие вузы, какМосковская государственная
академия тонкой химической технологии им.
М.В. Ломоносова, Московский авиационный
институт и Финансовый университет при
Правительстве РФ. Кстати, выпускники фи-
нансового вуза могут поступить на работу в
наш банк, а успешные студенты МАИ — на
предприятия холдинга «Сухой».
2
Сложно абстрактно рассуждать, како-
ва должна быть доля государственно-
го бюджета, выделяемая на цели модерни-
зации. Это будет зависеть от возможностей
бюджета (государство не может отказаться
от обязательных статей расходов в пользу
модернизации) и от конкретных, заранее
запланированных направлений государ-
ственной поддержки. Целесообразным
будет ориентироваться на бюджеты ЕС и
США, где доля инновационных расходов
превышает 10% от всего бюджета.
Государственная поддержка необходима
в тех случаях, когда проекты или направле-
ния не могут принести явную коммерче-
скую выгоду в ближайшей перспективе, а
рассчитаны на долгосрочный эффект. То
есть проекты, имеющие государственную
значимость, реализация которых невоз-
можна с использованием трех–пятилетних
коммерческих кредитов. Например, повы-
шение качества технического образования
в России — ведь без квалифицированных,
целеустремленных и мотивированных ин-
женеров модернизация реального сектора
экономики сомнительна, но чтобы вырас-
тить их, требуются годы.
Для коммерческих проектов с длитель-
ными сроками окупаемости трудно привлечь
исключительно частноефинансирование, по-
этому необходимо предусмотреть различные
варианты совместного участия государствен-
ного и частного капиталов. Но обязательно
должен быть разработан эффективный ме-
ханизм контроля над использованием го-
сударственных финансовых ресурсов. Если
говорить о нашем банке, то мы готовы при-
нять участие в совместном финансировании
инфраструктурных проектов в рамках соот-
ветствующих государственных программ.
Модернизация — процесс необходи-
мый, но поскольку это «дело новое», далеко
не все проекты окажутся в итоге успеш-
ными. Использование на эти цели средств
пенсионных фондов ни с этической, ни с
экономической точек зрения не оправдано.
Финансирование модернизации должно
осуществляться за счет отдельных статей
бюджета при наличии надлежащего кон-
троля со стороны государства.
Основной стимул — коммерческая
привлекательность
Дмитрий ШТЫРКОВ
Заместитель председателя
правления ЗАО АКБ
«ИНТЕРПРОМБАНК»
апрель 2012
Банки и деловой мир
57
бизнес из первых рук:
Анкета БДМ