3
Соотношение государственного и
частного капиталов в финансирова-
нии модернизации будет меняться с течени-
ем времени. В настоящее время, естествен-
но, реализация крупных инфраструктурных
проектов невозможна без значительных
бюджетных средств (не менее 80%), но в
дальнейшем доля государства должна со-
кращаться.
4
Незначительное участие частных
банков и инвестиционных компаний
обусловлено, прежде всего, рыночными
факторами — отсутствием долгосрочных,
стабильных и «недорогих» источников
фондирования.
Расширение участия частных банков в
финансировании модернизации возможно
за счет развития различных его форм —
не только прямого финансирования или
софинансирования, но и приобретения
ценных бумаг, выпущенных под проекты
модернизации. Возможно также привлече-
ние средств частных банков в целях крат-
косрочного кредитования для пополнения
оборотных средств организаций в рамках
государственных программ бюджетного
финансирования. В этом случае организа-
циям, использующим бюджетное и частное
финансирование, должно быть разреше-
но включать процентные расходы в сметы
проектов и предусмотрено дотирование
этих расходов из бюджета.
5
Основным стимулом для частного
капитала должна стать коммерческая
привлекательность проектов, связанных
с модернизацией. А задача государства —
обеспечить условия для привлечения част-
ного финансирования. В связи с этим си-
стема льгот, вероятно налоговых, лишней
не будет.
6
Безусловно, расходование выделяе-
мых на модернизацию государствен-
ных средств нужно контролировать на всех
стадиях реализации проекта—от подготов-
ки бизнес-плана до стадии эксплуатации.
1
На наш взгляд, главное направление,
на которое следует сейчас выделить
средства, — борьба с коррупцией. Без вы-
страивания эффективной системыконтроля
использования бюджетных средств, безфор-
мирования работающего антикоррупцион-
ного законодательства любое распределение
средств обернется их банальным распилом.
Катастрофическая ситуация с коррупцией
в России подтверждается и международ-
ными исследованиями: согласно данным
Центра антикоррупционных исследований
и инициатив «Трансперенси Интернешнл
Россия», наша страна занимает 143 место в
рейтинге «Индекс восприятия коррупции
стран мира в 2011 году». Наши соседи —
Нигерия, Того, Тимор-Лесте, Мавритания и
т.д. Таким образом, первоочередная задача
властей — сформировать прозрачную си-
стему распределения средств.
2
По данным Росстата, в 2011 году на
прикладные научные исследования
в области национальной экономики из
бюджета было выделено 180,6 миллиарда
рублей, что составляет всего 0,9% от рас-
ходной части бюджета (0,3% от ВВП). Для
сравнения: на социально-культурные меро-
приятия было потрачено более половины
бюджета, на оборону и безопасность — 15%
бюджета. Естественно, что подобное финан-
сирование инноваций явно недостаточно—
в развитых странах на исследования тратят
в несколько раз больше. Поэтому использо-
вание для целей модернизации экономики
средств фондов, безусловно, необходимо.
Наиболее рациональным способом вложе-
ния представляются прямые инвестиции с
последующим жестким контролем эффек-
тивности со стороны государства и осталь-
ных участников проекта. Также следует
активно разрабатывать механизмы участия
коммерческих банков в финансировании
инвестиционных проектов.
3
Вопрос носит дискуссионный харак-
тер, так как единого подхода здесь
выработать невозможно: каждая экономи-
Контроль, контроль и еще раз контроль
Роман ГЛАЗОВ
Эксперт РОСГОССТРАХ
БАНКа
58
Банки и деловой мир
апрель 2012
бизнес из первых рук:
Анкета БДМ