Стр. 59 - BDM_2012-04

Упрощенная HTML-версия

1
С моей точки зрения, первичными
являются меры по совершенствова-
нию судебно-административной системы.
Не секрет, что прежде всего именно в этих
областях лежит ключ к хорошему инвести-
ционному климату страны, чего о нас ни-
как не скажешь. Достаточно лишь упомя-
нуть 120 место в рейтинге Doing Business.
Не следует экономить и на развитии ин-
фраструктуры страны.
2
Скорее имеет смыcл обсуждать не ка-
кую долю, а на какие цели выделять
государственные финансы. По моему глу-
бокому убеждению, государству следует со-
средоточиться исключительно на финанси-
ровании инфраструктуры (дорог, больниц,
аэропортов и т.д.) и на мерах по стимулиро-
ваниюмодернизации в части налогообложе-
ния, резервной политики для банков и т.д.
3
Нет сомнений, что большая часть ка-
питала должна идти от «частников».
Общеизвестный факт: государство не яв-
ляется эффективным собственником. Это
особенно очевидно на примере деятельно-
сти госкорпораций, за редким исключени-
ем, не выполняющих возложенных на них
задач. Вскрывшиеся в них коррупционные
скандалы еще раз подтверждают справед-
ливость такой точки зрения. Созданием ин-
новационных «резерваций» типа Сколково
делу не поможешь, модернизация должна
идти «снизу», насаждение ее «сверху» при-
Модернизация должна идти «снизу»
Юрий ПЕТРУЩИК
Член правления
Смоленского Банка
ка по-своему уникальна. На наш взгляд, для
российской экономики правильным будет
паритетное участие государства и частно-
го сектора (50 на 50) с дальнейшим посте-
пенным выводом финансов государства из
модернизационных проектов. Бизнес дол-
жен видеть, что государство тоже рискует,
вкладываясь в инновационные проекты.
4
В идеале участие коммерческих бан-
ков в модернизационных процессах
должно быть максимальным. Местные бан-
ки хорошо знают специфику регионально-
го бизнеса, могут помочь с развитием кон-
кретных инновационных проектов. Однако
при этомопятьже необходимэффективный
механизм контроля над целевым использо-
ванием средств. Как показала практика, в
кризис 2008 года средства, выделенные го-
сударством крупнейшим банкам, были ими
использованы не всегда по целевому назна-
чению (для поддержки реального сектора),
а частично — на валютные спекуляции.
5
Инвестиции в модернизацию эконо-
мики обычно высокорискованные,
поэтому банки часто обходят стороной
финансирование инновационных проек-
тов, стартапов и т.д. Государство должно
быть активным участником подобных про-
ектов, стимулируя банки с помощью субси-
дирования ставок, предоставления льгот и
прочего. Не стоит забывать и про сложную
конъюнктуру банковского рынка: конку-
рентоспособность средних и малых банков
по сравнению с федеральными (не говоря
уже про монстров с государственным уча-
стием) низкая, и финансировать инноваци-
онные проекты с абсолютно неизвестным
результатам им явно не с руки.
6
Стандартный ответ на вопрос о ре-
шении проблемы контроля в нашей
стране выглядит так: надо найти того, кто
должен контролировать контролеров, кон-
тролирующих процесс контроля других
контролеров. Однако созданием громоздко-
го бюрократического аппарата администра-
тивного контроля проблема не решается:
во-первых, коррупцию никто не отменял,
а во-вторых, огромный аппарат контро-
ля будет поглощать все больше и больше
бюджетных ресурсов. На наш взгляд, для
эффективного контроля финансирования
модернизации следует адаптировать ме-
ханизмы работы саморегулируемых орга-
низаций. Сочетание четко прописанных
законодательных норм, прозрачности дея-
тельности и коллективной ответственно-
сти должно дать хорошие результаты в сфе-
ре контроля над целевым расходованием
средств, выделенных на модернизацию.
апрель 2012
Банки и деловой мир
59
бизнес из первых рук:
Анкета БДМ