Стр. 60 - BDM_2012-04

Упрощенная HTML-версия

1
Модернизация — обычный экономи-
ческий процесс, который в нормаль-
ных условиях осуществляется за счет ры-
ночных сил (прежде всего—конкуренции) и
рыночными игроками. Государство должно
создавать условия для наиболее эффектив-
ной конкуренции, а как непосредственный
участник процесса действовать по остаточ-
ному принципу, в «неприбыльных» и стра-
тегических секторах. В этом смысле прио-
ритетов у государства быть не должно, ибо
появление «приоритетов» и направление
инвестиционного ресурса через бюджет,
а не через рынок, неизбежно оставляет за
бортом потенциально интересные области
развития и искажает развитие экономики.
2
Пока ресурсы пенсионного и прочих
фондов не столь значительны, чтобы
рассчитывать на их эффект в области мо-
дернизации страны. Больший эффект бу-
дет иметь повышение эффективности рас-
ходования бюджетных средств. Устойчиво
низкие процентные ставки по кредитам
для инновационных предприятий намного
важнее, чем разовые финансовые интер-
венции государства.
3
Количественно его определить не-
возможно, к тому же оно зависит от
степени участия государства в экономике в
целом. На мой взгляд, в России эта степень
избыточна. Задача государства — создавать
благоприятные условия для инвестиций в
модернизацию, основным из которых яв-
ляется конкуренция. В нашей реальности
рыночная конкуренция зачастую подме-
няется конкуренцией за доступ к государ-
ственным ресурсам, что не может идти на
пользу качеству экономики и хозяйства.
Поэтому прямое участие государства как
«инвестора» в модернизации экономики
следует ограничить «некоммерческими»
секторами, такими как фундаментальная
наука, образование, венчурные разработ-
ки, оборонка и космос.
4
В отличие от Банка развития и дру-
гих госбанков, частные банки «не
прикрыты» государственной поддержкой,
и риск инвестирования в высокорисковые
(технологический венчур) либо низкодо-
ходные (инфраструктура) проекты для
них более высок. Не думаю, что част-
ные банки готовы выступать активными
участниками процесса без поддержки
государства, например, в виде гарантий.
К тому же и та инфраструктура финан-
сирования модернизации, которая уже
была создана государством (ВЭБ, РВК и
Государство — плохой инвестор
Денис ДЕМИН
Начальник аналитического
отдела Инвестиционной
компании БФА
ведет только к разворовыванию бюджет-
ных средств, откатам и распилам.
4
Частные банки — субъекты рыноч-
ной экономики, деятельность кото-
рых направлена прежде всего на извлечение
прибыли. Если таковую будут генерировать
вложения в те или иные модернизационные
мероприятия, «процесс пойдет». Что касается
формы вложений со стороны банков, то я не
вижу серьезной альтернативы долгосрочно-
му кредитованию, прежде всего — целевому.
Инвестиционныеже компанииипенсионные
фонды более свободны в покупке акций.
5
Такие стимулы, безусловно, необхо-
димы. Они могут, в частности, за-
ключаться в резервных требованиях ЦБ
к кредитным институтам при выдаче ими
займов, направленных на модернизацию.
Величина провизий по таким кредитам
должна быть меньше остальных. Может
быть, имеет смысл также подумать об ана-
логичных мерах при покупке банками ак-
ций инновационных компаний, хотя эта
тема — достаточно дискуссионная.
6
Оценивать результаты модерниза-
ции могут и должны жители страны.
Собственно, для их блага она и затевается.
Иными словами, необходим различного
рода общественный контроль, в том числе с
использованием механизма парламентских
слушаний, практически не используемого в
России, но активно применяемого в других
странах.
60
Банки и деловой мир
апрель 2012
бизнес из первых рук:
Анкета БДМ