Стр. 61 - BDM_2012-04

Упрощенная HTML-версия

пр.), представляется достаточной — если
не избыточной, с учетом количества и
качества перспективных разработок, фи-
нансирование которых не входит в рамки
обычных бюджетных статей.
5
Государство, особенно в нашей стра-
не, имеет множество формальных
и неформальных механизмов влияния на
банковский сектор и вполне может обе-
спечить привилегированные условия фи-
нансирования для перспективных направ-
лений разработок. Вопрос в том, кто и как
определяет перспективность этих направ-
лений и чем грозит их неверный выбор.
6
В случае, если государство не будет
брать на себя избыточную роль в ор-
ганизации и финансировании процессов,
которые должны носить естественный ры-
ночный характер, вопрос о контроле отпа-
дет сам собой. В противном случае обеспе-
чить полностью эффективный контроль
практически невозможно. Государство —
плохой инвестор, и конкретные лица, от-
ветственные за принятие решений, как
правило, будут защищены от последствий
финансовой несостоятельности тех или
иных расходов, а чаще всего — не будут
прямо заинтересованы в результативности
этих расходов.
1
Позитивное и динамичное развитие
любой страны, особенно такой, как
Россия, невозможно без качественного
«человеческого капитала». А это значит,
что в сегодняшних приоритетах долж-
ны быть образование и здравоохранение.
Представители этих профессий должны
иметь достойную оплату труда, индексируе-
мую в соответствии с изменениями средней
зарплаты по региону с повышенным коэф-
фициентом. Динамика средней зарплаты
по региону должна быть одним из главных
критериев эффективности работы местных
чиновников. В свою очередь, и требования
к образованию и здравоохранению должны
быть высокими. Не новость, что современ-
ное высшее образование совершенно не
учитывает потребности рынка труда. Более
половины выпускников вузов не работа-
ют по специальности. Если не поменять
ситуацию в корне, никакой модернизации
просто не будет. На мой взгляд, разумно
было бы создать финансовые механизмы,
учитывающие объем налоговых поступле-
ний от выпускников конкретных вузов при
определении размера государственного фи-
нансирования данного учебного заведения.
Отдельная тема — Москва и остальная
Россия. Сегодня свыше 90% финансовых
ресурсов сосредоточено в столице, здесь же
сконцентрированы и высокооплачиваемые
рабочие места. В результате эффективность
использования трудовых ресурсов мини-
мальна. Работники-москвичи добираются
до рабочего места и обратно по два–три
часа в день, пребывая при этом в предель-
но некомфортной экологической обстанов-
ке, а в 70 километрах от МКАД — непаха-
ная целина. На мой взгляд, целесообразно
было бы, опять-таки используя налоговые
механизмы, форсировать создание высоко-
технологичных производств и квалифици-
рованных рабочих мест в регионах.
2
Тут важно разобраться в терминоло-
гии. Если под модернизацией мы по-
нимаем прогресс в самом широком смысле
этого слова, то очевидно, что все 100% рас-
ходов бюджета должны быть максимально
эффективными, а соответственно можно
сказать, что весь бюджет должен идти на
цели модернизации. Проблема в том, что в
условиях российских реалий сложно оце-
нить, какие расходы будут эффективными,
а какие уйдут как вода в песок. То же са-
мое можно сказать и о средствах государ-
ственных фондов. Деньги, направленные
(и использованные) на реальное развитие
страны, в любом случае будут эффективны.
Главное, чтобы были созданы работающие
и справедливые механизмы движения ка-
питала.
3
В каждой сфере деятельности эти
цифры будут разными, и, главное,
это соотношение может определить толь-
Специальные стимулы не нужны
Сергей СИТНИЧЕНКО
Начальник Управления
обслуживания физических
лиц МБО «ОРГБАНК» (ООО)
апрель 2012
Банки и деловой мир
61
бизнес из первых рук:
Анкета БДМ