Стр. 63 - BDM_2012-04

Упрощенная HTML-версия

ский капитал. Россия практически в три
раза проигрывает по плотности автодорог
таким сопоставимым по типу расселения
странам, как Канада. Чуть лучше ситуация
обстоит с сетью железных дорог, однако
Россия и по этому показателю также на-
ходится на одном из последних мест, су-
щественно (в 3–4 раза, по данным IMD)
проигрывая Китаю и Индии.
Технологическая структура (обеспечен-
ность компьютерами, распространение
широкополосного Интернета) находится
выше уровня стран BRICS, однако все еще
не дотягивает до уровня развитых стран.
Особое значение имеет создание необхо-
димой технологической и институциональ-
ной базы для реализации потенциала челове-
ческого капитала, в частности, роста качества
образования, развития предприниматель-
ских навыков, снижения административных
ограничений, развития базы для внедрения
инновационных разработок и предложений.
Основной ресурс в постиндустриальном об-
ществе — человек и его возможности.
1
Наиболее приоритетными сегодня
направлениями модернизации эко-
номики страны представляются инфра-
структурные инновации, в том числе в
области транспортной и энергетической
инфраструктуры.
Огромный транспортный потенциал
России, занимающей более 30% террито-
рии континента, и развитая транспорт-
ная сеть — это мощный национальный
транзитный ресурс для обеспечения и по-
требностей своей страны и евроазиатских
связей. Развитие системы транзитных пере-
возок позволит усовершенствовать транс-
портную систему страны, способствуя при-
току инвестиций (как внутренних, так и
внешних), позволит создать новые рабочие
места и даст мультипликативный эффект в
других отраслях.
Стратегически перспективна и модер-
низация энергетической системы, не гово-
ря уже о том, что давно требуется заменить
физически и морально изношенную ин-
фраструктуру — современной, созданной
на принципиально новой технологической
платформе.
Не менее актуальными задачами оста-
ются обновление производственных фон-
дов, создание новых высокотехнологич-
ных конкурентоспособных производств,
реализация инвестиционных проектов,
предусматривающих внедрение энергосбе-
регающих технологий нового поколения.
2
На увеличение прямых иностран-
ных инвестиций в ближайшие годы
рассчитывать не приходится. Бюджетные
же расходы на модернизацию имеют свои
пределы, да и государственный сектор, по
ряду причин, чаще всего менее эффекти-
вен. Поэтому, видимо, предпочтительна
форма частно-государственного партнер-
ства. Оно, как правило, предполагает схе-
мы проектного финансирования, что по-
зволяет обеспечить ряд преимуществ по
сравнению с бюджетным вариантом. Есть,
однако, и сдерживающие факторы: отсут-
ствие специального законодательства, ри-
ски привлечения недобросовестного либо
неопытного партнера и т.д.
3
-
5
Роль банковского сектора в
модернизации — обеспечить
долгосрочное и приемлемое по стоимости
финансирование масштабных инвестици-
онных проектов. Пока же банки финанси-
руют, в основном, текущие затраты на ко-
роткие сроки, главным образом торговлю
и много реже — производство.
Основные «длинные» деньги находятся
под управлением государства: и пенсион-
ные, и средства фонда обязательного ме-
дицинского страхования, и институты раз-
вития. Государство вполне может создать
необходимые условия и стимулы для раз-
вития бизнеса, обеспечить снижение ри-
сков за счет защиты прав собственности и
предсказуемости своей экономической по-
литики, но не должно подменять частный
бизнес собственной активностью.
Как уже сказано, способность банков
финансировать модернизацию сильно
Приоритет — инфраструктурные проекты
Юрий ПТИЦЫН
Вице-президент
Московского
Индустриального банка
апрель 2012
Банки и деловой мир
63
бизнес из первых рук:
Анкета БДМ