ограничена отсутствием долгосрочных и
дешевых финансовых ресурсов. Как изме-
нить эту ситуацию?
Самым стабильным компонентом пас-
сивов в мировой практике традиционно
считаются средства частных вкладчиков.
Но в России, согласно действующему за-
конодательству, все частные вклады могут
быть закрыты по первому требованию. То
есть этот источник можно считать долго-
срочным лишь условно. Поэтому введение
безотзывных вкладов, о котором уже долго
спорят, нужно рассматривать не как «при-
хоть банкиров», а как насущную необходи-
мость.
Точно так же реально востребованной
становится и финансовая грамотность на-
селения — только так на рынке появит-
ся массовый инвестор, знакомый с более
сложными продуктами, чем банковский
депозит. С одной стороны, это позволит
повысить ликвидность рынка, а с другой —
поможет сформировать широкий слой соб-
ственников, заинтересованных в развитии
национальной экономики.
«Удлинению» пассивов также может по-
мочь размещение на счетах банков средств
пенсионных накоплений по льготным став-
кам, но с определенными условиями по их
целевому использованию.
Свою роль могли бы сыграть и такие ин-
струменты рефинансирования, как органи-
зованный рынок МБК, синдицированные
межбанковские кредиты, выкуп кредитных
портфелей и прочее.
Разумеется, привлечь стабильную ре-
сурсную базу банки могут и через участие
в государственных программах — опыт
МСП-банка и АИЖК наглядно это показы-
вает. Такая двухуровневая модель взаимо-
действия частных банков и государствен-
ных ресурсов весьма перспективна.
6
Одним из наиболее надежных кон-
тролеров эффективного расходова-
ния средств на модернизацию объективно
могут стать сами же частные банки — уже
хотя бы потому, что заинтересованы в воз-
врате предоставленных кредитов. Во мно-
гих банках есть квалифицированные спе-
циалисты, способные понять, насколько
проработан бизнес-план, а затем следить
за его реализацией в течение всего периода
кредитования.
1
Для начала я бы еще определился
в терминах — если мы говорим о
приоритетных отраслях («точки роста»),
на которые будут направлены основные
акценты промышленной политики, то та-
кие отрасли должны быть определены, ис-
ходя из наших естественных глобальных
преимуществ и сложившейся структуры
экономики. Например, такими отраслями
может быть и машиностроение, и авиация,
ицеллюлозно-бумажная промышленность,
и химия, и пищевая.
Конечно же, промышленная политика,
определение приоритетов, индикативное
планирование на уровне государства —
это важно для ускоренной модернизации.
Хотя я все равно считаю, что модер-
низация исключительно «сверху» — это
не вариант. «Принуждение к инновациям
или модернизации» — через требования к
производству (по экологичности, напри-
мер), налоговая политика, которая имеет
целью не только выполнение бюджета, но
и стимулирование структурных измене-
ний и ускоренного обновления производ-
ственных фондов (через нормы амортиза-
ции, кстати, тоже), разумная монетарная
политика — могут сделать гораздо больше,
чем триллионы рублей на развитие «точек
роста».
А вот где государство должно сыграть
первую роль, так это модернизация ин-
фраструктуры, прежде всего транспорт-
ной. Здесь инфраструктурные облигации
и ЧГП должны стать инструментом для
обеспечения инвестиций.
2
С одной стороны, конечно средства,
которые аккумулируются в различ-
ных фондах, в том числе изымаемые у сы-
Модернизация исключительно
«сверху» — не вариант
Павел САМИЕВ
Заместитель генерального
директора «Эксперта РА»
64
Банки и деловой мир
апрель 2012
бизнес из первых рук:
Анкета БДМ