Стр. 9 - BDM_2012-07

Упрощенная HTML-версия

­банки без исключения — это не было
поддержкой только отдельных банков.
Важнейшую роль в поддержке
банков данные операции сыграли во
второй половине 2007 года — в нача-
ле 2008 года и в первой половине 2009
года. В первом случае на Казахстан
обрушилась первая волна кризиса, и
наша страна столкнулась с классиче-
ским проявлением эффекта «внезап-
ной остановки», когда мировые рынки
оказались полностью закрытыми для
заимствования отечественными бан-
ками, а поддержка со стороны регуля-
тора обеспечила выполнение банками
обязательств перед нерезидентами. Во
втором случае поддержка Националь-
ного банка позволила банкам менее
болезненно пережить вынужденную
одномоментную девальвацию тенге
как следствие падения мировых цен на
нефть и девальвации национальных
валют стран — торговых партнеров.
Также следует отметить поддерж-
ку, которую оказали правительство
Казахстана и Фонд национального
благосостояния «Самрук-Казына» от-
дельным банкам, имеющим систем-
ную значимость, через вхождение в
их капитал. Помимо этого поддержка
отраслей экономики в рамках анти-
кризисной программы правительства
проходила через банки, что также обе-
спечивало поддержку ликвидностью.
БДМ:
Какие выводы сделал регулятор
по итогам кризиса? Какие норматив-
ные ужесточения (а может быть, нао-
борот, послабления) для банков были
введены на основе этих выводов?
В целом кризис выявил определенные
пробелы и недостатки финансового
законодательства, которые создавали
условия для чрезмерного принятия
рисков участниками рынка.
В связи с этим принятый в послед-
ние годы комплекс законодательных
изменений направлен на устранение
факторов нестабильности, повыше-
ние устойчивости финансового сек-
тора страны и укрепление доверия к
нему как со стороны инвесторов, так и
со стороны потребителей финансовых
услуг.
Во-первых, внесены изменения и
дополнения в некоторые законодатель-
ные акты по вопросам устойчивости
финансовой системы, предусматри-
вающие совершенствование механиз-
мов для превентивного выявления
рисков в финансовой системе, повы-
шение ответственности акционеров и
менеджмента кредитной организации,
расширение полномочий регулятора
органа в случае неисполнения акцио-
нерами требований по улучшению
финансового состояния.
Во-вторых, учитывая социальный
характер и масштабы проблем, воз-
никших в результате чрезмерного
роста в портфелях банков ипотечных
займов и «схлопывания» рынка недви-
жимости, усовершенствованы нормы
по вопросам защиты прав потреби-
телей финансовых услуг, в том числе
в части устранения неравноправных
отношений клиентов с банками.
В-третьих, законом по минимиза-
ции рисков введены ограничения на
операции с аффилированными лица-
ми финансовой организации и (или)
лицами, связанными с ней особыми
отношениями, повышение качества
капитала банков путем установле-
ния дополнительных требований к
прозрачности источников проис-
хождения акционерного капитала
кредитной организации и ее крупных
акционеров.
БДМ:
А как справляетесь с проблемой
«плохих» активов?
Принимая во внимание существен-
ный объем проблемных активов,
внесением изменений в налоговый
кодекс предусмотрены «налоговые ка-
никулы» для банков второго уровня, в
части снижения фискальной нагрузки
при списании проблемной задолжен-
ности и отнесении восстановленных
резервов к налогооблагаемому доходу.
В дополнение, чтобы стимулировать
очистку банковских балансов от «ток-
сичных» активов, приняты норматив-
ные акты, предусматривающие воз-
можность создания банком дочерних
организаций по управлению проблем-
ными активами (децентрализованный
уровень). Следует отметить, что при-
нятые поправки в банковское зако-
нодательство позволили создать до-
чернюю организацию Национального
банка по выкупу проблемных активов
банков второго уровня. В настоящее
время АО «Фонд проблемных креди-
тов», представляющий собой центра-
лизованный уровень инфраструкту-
ры по улучшению качества активов
банков, в сотрудничестве с банками
прорабатывает механизмы выкупа и
управления «плохими» долгами.
Кроме того, принят ряд поправок,
направленных на повышение про-
зрачности и оптимизацию деятель-
ности субъектов рынка ценных бумаг,
июль 2012
Банки и деловой мир
9
позиция