Стр. 43 - BDM_2012-09

Упрощенная HTML-версия

Это ­предсказуемо, поскольку мы развива-
емся по спирали: сначала страшно, потом
не очень, потом совсем не страшно, а за-
тем — опять страшно.
И все-таки банки более подготовлены
к возможным встряскам. Они стали более
капитализированы, адекватнее оценива-
ют и страхуют свои риски, не повторяют
ошибки в части кредитования: не предо-
ставляют кредиты под залог «горячего
воздуха», держат «подушки ликвидности»,
проводят стресс-тестирование своих порт-
фелей.
Плюс ко всему регулятор ужесточил
требования к размеру капитала и качеству
портфеля. Еще в 2008 году отработаны ин-
струменты поддержки банковской систе-
мы, которые могут начать применяться,
как только это потребуется.
5
Если банковская система до сих пор
существует — значит, она эффек-
тивна… Мы можем критиковать какие-
то отдельные действия регулятора, но в
целом его политика понятна и последова-
тельна.
П
о макроэкономическим показателям
Россия далека от долгового кризи-
са, бушующего в Европе: размер госдолга
относительно невелик, зато значительны
запасы золотовалютных резервов, плани-
руется рост ВВП, закредитованность эко-
номики оценивается специалистами как
гораздо меньшая, чем накануне предыду-
щего кризиса, большое количество бан-
ков не имеет прямой зависимости от ино-
странных инвестиций. Улучшился прогноз
Банка России по величине чистой прибы-
ли банковского сектора, которая должна
по итогам 2012 года составить 1 триллион
рублей.
Однако возможное ухудшение макроэ-
кономических факторов, в том числе па-
дение цен на нефть и сырьевые ресурсы,
не может не сказаться на рисках банков-
ской системы. Нестабильность на миро-
вых финансовых рынках, отток капитала
из страны, который в 2011 году в 2,5 раза
превысил показатель предыдущего года,
неравномерное наполнение бюджета, рост
его расходов и дефицитность — все это
не дает возможности считать, что новые
витки кризиса не нанесут большого урона
банковской системе.
А ведь нарушение функций банковской
системы может привести к разрушитель-
ным последствиям для всей экономики.
Поэтому государству скорее всего придет-
ся поддерживать банковский сектор, даже
если проблемы в еврозоне не примут раз-
рушительный характер, а развитие собы-
тий пойдет по более щадящему сценарию,
но с понижением цен на нефть, приводя-
щему к замедлению темпов роста ВВП.
Никакой последующий кризис не мо-
жет точно повторить ход любого предше-
ствующего, поэтому невозможно подгото-
виться к проблемам, сделать «правильный»
прогноз. Сказать же точно, сколько и каких
банков может оказаться на грани краха, на
наш взгляд, практически невозможно.
Традиционно более защищены мощные
универсальные банки с государственным
участием, большим размером капитала,
неограниченным доступом к ресурсам
государства и крупных промышленных
предприятий. За их устойчивость можно
не опасаться. С другой стороны, прошед-
ший кризис неожиданно показал доволь-
но высокую выживаемость небольших
финансовых институтов — восстановле-
ние их кредитоспособности, налаживание
платежной дисциплины с заемщиками —
физическими лицами.
Наверное, все категории банков за счет
диверсификации своего портфеля могут
смягчить риски, не теряя доходности кре-
дитных операций.
Риски — неотъемлемая часть банковских операций. В разные периоды на передний
план выходят то одни из них, то другие. Они могут и усиливать действие друг друга.
Необходимо перенести акцент
в регулировании
Юрий ПТИЦЫН
Заместитель председателя
правления Московского
индустриального банка
сентябрь 2012
Банки и деловой мир
43
бизнес из первых рук:
Анкета БДМ