Конечно, и довольно значительные. Но мы справились.
Хотя могу сказать, что по МСФО аудиторы оценили и ре-
зервы и риск гораздо ниже, чем по российским стандартам
и надзорным требованиям. Это и понятно: регулятору го-
раздо сложнее оценить, как там работает завод в далеком
сибирском городе, так что региональным банкам прихо-
дится тяжелее, чем столичным. Потребовать-то проще, не-
жели разбираться в ситуации.
БДМ:
А какой-то финансовой поддержкой государства
ваш банк пользовался? Или, как многие банки на местах,
выживали собственными силами?
Нет, поддержку от Банка России, в том числе и финансо-
вую, мы получали, за что регулятору — большое спасибо.
Здесь, наверное, «Кедр» несколько выбивается из общего
ряда региональных банков, но надо заметить, что поль-
зовались мы этой помощью с полным правом — в силу
чистоты своего баланса, качества активов и наличия меж-
дународных рейтингов. Конечно, такая поддержка очень
важна, особенно если ты работаешь не только с торгов-
лей, но и с промышленным сектором, который требует
хотя бы трех–пятилетнего финансирования. Между тем
частные вклады в России, как известно, — до востребо-
вания…
БДМ:
Такой банк, как ваш, наверняка участвует в реализа-
ции каких-то региональных или муниципальных про-
грамм. Это для вас повинность или бизнес?
В любом случае—не повинность. Мы активно участвуем во
всей деятельности краевых властей по поддержке и разви-
тию малого бизнеса, работаем с агентствами по поддержке
этого сегмента экономики и делаем это целенаправленно.
Более того, мы сами инициируем свое участие—поскольку
у банка есть возможность взаимодействовать в этом на-
правлении с европейскими структурами, прежде всего с
ЕБРР, имеющим представительство в крае.
И конечно, участие в таких программах выгодно бан-
ку — оно приносит новых клиентов, помогает формиро-
вать хороший портфель.
БДМ:
А какой-то нематериальный фактор присутствует?
Разумеется — мы же здесь живем, значит, заинтересованы
в том, чтобы у себя дома и жилось и работалось хорошо.
Не только нам — но и тем, с кем мы сотрудничаем. Это
нормальная для регионального банка позиция.
БДМ:
Но ведь, кроме вашего банка, в обширном Красно-
ярском крае работает множество других, в том числе фи-
лиалы крупных федеральных структур. Они вам «обедню
не портят», забирая самых завидных клиентов?
Что скрывать, крупные клиенты, так или иначе, потихо-
нечку от нас уходят, и этот процесс объективен. Большие
региональные корпорации, будь то торговля, связь или
транспорт, входят в крупные всероссийские холдинги,
собственники которых чаще всего находятся в столице.
И управление осуществляется из столицы очень просто:
вот в том банке все должны быть на зарплатном проекте, а
в этом — на рассчетно-кассовом обслуживании.
Правда, как частные клиенты многие собственники и
топ-менеджеры остаются в нашем банке. Но компании мы
теряем. Тем не менее баланс от этого не падает, потому что
к нам приходит и средний и малый бизнес.
БДМ:
Замена, видимо, не очень равноценная? Недаром же
малый и мелкий бизнес по хлопотности и дороговизне
часто приравнивают к рознице…
Здесь нужно принципиально понять, чего мы хотим. Если
мегавзрывного роста здесь и сейчас — то, наверное, надо
заниматься каким-то другим банковским бизнесом. Дру-
гое дело — долгосрочная стабильность, не слишком зави-
сящая от того, что происходит на рынке... Вот в 2008-м
вроде бы всех шарахнуло. Но я не скажу, что «Кедру» при-
шлось уж очень туго. Да, было трудно, тем не менее мы с
клиентами вышли из положения. И ради этих долгосроч-
ных отношений мы, может быть, в моменте несколько те-
ряем в рентабельности капитала. Но — лучше меньше, да
дольше. Потому что стратегически мы выигрываем. У нас
позиция такая.
БДМ:
А как вы оцениваете роль МСП Банка в работе
с малым бизнесом? Может его опыт стать каким-то
алгоритмом взаимодействия государства с реальной
экономикой?
Это хорошая программа. Если посмотреть с точки зрения
государства, то главный вопрос в том, как довести деньги
до далеких городов и сел. Страна большая, из центра все
не охватишь. Поэтому должны быть агенты на местах,
которые хорошо знают местные условия, близки к кли-
енту и понимают, куда надо направить средства, чтобы
они принесли реальную пользу. А самое главное — спо-
собны разделить риски с государством, взять их часть на
себя. Поэтому я считаю, что сотрудничество с местными
банками очень полезно для государства — именно для
того, чтобы минимизировать риски и перераспределять
средства от центра в регионы. В конечном счете, чтобы
поддерживать программы экономического и социально-
го развития регионов, поднимать уровень жизни в глу-
бинке.
И для местных банков такое взаимодействие продук-
тивно, потому что, по существу, у них очень мало других
возможностей привлечь ресурсы для работы с этим сег-
ментом экономики. А поскольку они знают и понимают
клиента, то готовы делить риски.
Что касается нас, то мы успели немного поработать с
МСП Банком, и сейчас, после небольшого перерыва, воз-
обновляем сотрудничество, тем более что у банка есть кли-
енты с модернизационными проектами — так что нам есть
что предложить.
октябрь 2012
Банки и деловой мир
25
бизнес из первых рук:
Банковская система: региональный срез