Стр. 29 - BDM_2012-10

Упрощенная HTML-версия

поддержкой, которую государство оказывает «своим». Это
ни к чему хорошему не приводит. Дело в том, что если кто-
то осознает, что любые его промахи казна покроет (из кар-
мана налогоплательщика), то постепенно ответственность
размывается, сходит на нет... Такое разделение стало уже
привычным, так что горевать по этому поводу нет смысла,
надо просто жить и работать в существующих условиях.
БДМ:
А можно ли в принципе как-то выровнять эту «специ-
фику», вернуть конкуренцию к рыночным нормам?
Иногда коллеги-банкиры говорят, что не нужно оказывать
особую поддержку госбанкам. Но тут вопрос неоднознач-
ный. Чем лучше чувствуют себя системообразующие госу-
дарственные банки, тем меньше угроз стабильности всему
банковскому сектору. Но тогда и спрос с них должен быть
больше, надзор—жестче. Пока же у нас все наоборот: с тех,
кому дают больше, спрашивают меньше.
БДМ:
А реализация идеи по продаже пакетов госбанков
не изменит ситуацию к лучшему?
Трудно сказать… Во-первых, я думаю, что она не реали-
зуется в ближайшее время. А во-вторых, вряд ли этот шаг
позволит уйти от «специфики» системы.
Я уже сказала, что здесь очень неоднозначная ситуация:
с одной стороны, явное нарушение условий конкуренции,
а с другой — ведь никто из нас не хочет финансового кол-
лапса и «схлопывания» банковской системы. Необходима
«золотая середина»: господдержка не должна разрушать
конкуренцию на рынке, она должна обеспечивать стабиль-
ность банковской системы и сопровождаться усилением
надзорных требований.
БДМ:
А какая поддержка нужна была бы, например, регио-
нальным банкам?
Самой важной поддержкой от государства — и банкам в
целом, и региональным банкам в частности —может стать
создание условий для дальнейшей капитализации, напри-
мер в виде льготирования части прибыли, направляемой в
капитал. Надо также укреплять систему страхования вкла-
дов и пропагандировать ее среди населения. Ну и, не знаю,
можно ли это относить к категории поддержки, хотелось бы
большей взвешенности высказываний чиновников в СМИ.
А в целом — нужна прозрачная и понятная всем игрокам
рынка система поддержки кредитных организаций.
БДМ:
Мне кажется, своего рода поддержкой местным бан-
кам может служить их участие в региональных и муници-
пальных программах — это какие-то гарантии, прогнози-
руемые финансовые потоки. Или я заблуждаюсь и такая
работа идет по приказу «сверху»?
Нет, никакого административного принуждения здесь нет,
да и быть не может. И участие в региональных программах
для нас, прежде всего, — бизнес. Уже хотя бы потому, что
такой партнер, как администрация, несет гораздо меньше
рисков, чем клиенты с рынка. Кроме того, если мы видим,
что местные власти поддерживают то или иное направле-
ние в бизнесе, значит, можно рассчитывать на то, что будут
созданы благоприятные условия для его развития.
В Нижегородской области достаточно много программ
по поддержке малого и среднего бизнеса: компенсация
процентной ставки при приобретении и замене основных
фондов, в первую очередь транспортных средств; под-
держка сельхозпроизводителей и переработчиков, легкой
промышленности, инновационных производств. Есть и
программы, адресованные гражданам — учителям, вра-
чам. Наш банк традиционно участвует в реализации этих
программ, хотя, разумеется, и не всех — какие-то просто
не вписываются в нашу стратегию развития.
БДМ:
И все-таки, не продиктовано ли ваше внимание,
например, к малому бизнесу тем, что более завидных
клиентов разобрали или переманили крупные федераль-
ные банки?
Наверное, справедливость в этом вашем предположении
есть. Но надо понимать и то, что размер банка должен со-
ответствовать масштабам клиентов, которых он обслужи-
вает.
Наш банк обслуживает очень многие крупные пред-
приятия, являющиеся и бюджетообразующими, и гра-
дообразующими для области. Но не надо забывать, что
мы располагаем солидными собственными средствами, и
лимит на одного заемщика позволяет нам работать с та-
кими клиентами. И хотя ставки по кредитам у нас могут
быть и повыше, нежели в государственных банках, здесь
на первый план выходят другие факторы, привлекающие
клиента: скорость, понимание специфики, гибкость, ло-
яльность и главное — желание подстроить любой продукт
или услугу под конкретного клиента. Вообще-то в бизнесе
часто важнее оперативность, чем процентная ставка, — хо-
роша ложка к обеду, а деньги — к началу проекта.
Повторю, надо трезво сопоставлять потребности кли-
ента с возможностями банка: далеко не всем по силам фи-
нансировать крупные проекты или кредитовать срочные
кассовые разрывы. Наверное, тут могло бы помочь син-
дицированное кредитование, однако у нас этого продукта,
по сути, нет, потому что нет законодательной базы. Между
тем синдикация могла бы стать хорошим способом во-
влечения региональных банков в обслуживание крупной
клиентуры.
Как правило, крупные клиенты сотрудничают и с не-
сколькими федеральными банками, и — обязательно — с
кем-нибудь из региональных, которые в силах обеспечить
заметную часть их потребностей. Никто не хочет зависеть
от одного кредитора. Поэтому региональные банки и могут
и должны, да и находят свою нишу не только в малом и
среднем бизнесе, но и «отщепляют» свою долю в обслужи-
вании наиболее крупных клиентов. Конечно, с поправкой
на масштаб, от этого никуда не деться.
октябрь 2012
Банки и деловой мир
29
бизнес из первых рук:
Банковская система: региональный срез