Резервные фонды —
это самообман
У
величение расходов на оборону
вполне вписывается в утверж-
денную концепцию о расширении
программы модернизации армии и
вооруженных сил, закупок военной
техники. Я готов согласиться с тем,
что проблемы армии — это застаре-
лые проблемы, которые нуждаются
в решении, но, без сомнения, это
стоило делать не в ущерб социаль-
но значимым статьям. Более того, у
меня есть большие сомнения в том,
что расходы на военные программы
сегодня способны хоть в какой-то
степени стимулировать националь-
ную экономику.
Существенный объем расходной
части бюджета нацелен на выполне-
ние безотзывных обязательств. По
моему прогнозу, исходя из логики
исполнения бюджета 2012 года,
даже при снижении цен на нефть
все эти обязательства будут вы-
полнены. Даже ценой увеличения
размера бюджетного дефицита.
А скорее всего, в неблагоприятной
ситуации на эти цели будут расхо-
доваться средства Резервного фон-
да, а также будет осуществляться
финансирование за счет внутрен-
них источников путем увеличения
выпуска гособлигаций. Мне второй
путь представляется более опас-
ным, потому что деньги, собранные
на внутреннем российском рынке,
будут «отниматься», перетягиваться
от реального сектора, и экономика
получит ощутимое недофинансиро-
вание. У нашей банковской системы
и так не хватает денег на кредито-
вание реального сектора, малого и
среднего бизнеса.
По поводу применения бюд-
жетного правила. Я думаю, что
среднегодовую цену на нефть нуж-
но рассчитывать не за пять лет, а за
более обширный период — скажем,
на 10 лет или даже 15. Потому что
иначе мы можем получить величи-
ну (как в 2013 или 2014 году), рас-
считанную за период пика нефтя-
ных цен. Очень вероятно, что цена
на нефть окажется «статистически
переоцененной» на основе текущих
бюджетных правил.
Копить или расходовать нефте-
газовые излишки? На мой взгляд,
вопрос надо ставить иначе: как ко-
пить и как расходовать?
Если мы возьмем прошлые годы,
то, с одной стороны, мынакапливали
резервные фонды, с другой — наши
госкомпании, по обязательствам
которых отвечает государство, ак-
тивно занимали деньги за рубежом.
И у нас внешний долг, 60% кото-
рого приходится на госкомпании,
оказывался равным или превышал
все накопленные резервы. Поэтому
то, что мы накапливали, было абсо-
лютным самообманом. Надо опре-
делиться: если мы собрались нака-
пливать, нужно вводить запрет на
внешние заимствования.
Второй момент—каким образом
тратить, на те же инфраструктурные
проекты. Если бы кто-то ответствен-
но сказал, что в случае удвоения рас-
ходов на такие проекты коэффици-
ент отдачи будет хотя бы 1,7, можно
было бы порадоваться за такие ин-
вестиции. Например, количество до-
рог увеличится в 1,7 раза, если мы в
два раза увеличим финансирование.
А я боюсь, что у нас коэффициент
окажется 1 или 1,2. То есть увеличе-
ние финансирования приведет про-
сто к росту издержек, росту цен на
каждый километр дороги, а дорог
при этом больше не станет. Траты
окажутся неэффективными.
Так что сначала нужно решить
институциональные проблемы, а
потом уж приступать к финансо-
вым. Иначе получается замкнутый
круг.
Алексей ВЕДЕВ
Директор Центра
структурных
исследований
Института
экономической
политики
им. Е.Т. Гайдара,
к.э.н.
▶
снизить целевые установки напол-
нения Резервного фонда, формируе-
мого за счет излишков нефтяных цен:
не до объема в размере 7% от ВВП, а,
скажем, до 5%. Моя позиция такая.
Мы переоцениваем значение бюд-
жетного правила. Потому что если
цены на нефть опустятся ниже $91
за баррель, то оно вообще потеряет
актуальность. Никто не будет попол-
нять Резервный фонд — надо будет
выполнять те самые бюджетные обя-
зательства, 80% из которых — обя-
зательства неснижаемого характера.
Закон о бюджетномправиле как при-
няли, так и отменят. Или приостано-
вят его действие. Или он только на
бумаге будет оставаться.
Но в принципе я считаю, что
такой жесткой ограничительной
политики, политики накопитель-
ства в этот период не должно быть.
В сложные времена можно стараться
копить и экономить на всем, а мож-
но стараться больше заработать,
сделать так, чтобы доходы не упали
сильно. По-моему, второй путь бо-
лее перспективный. Мы и так уже
копили предостаточно вместо того,
чтобы вкладываться в развитие.
А в такой период копить — это еще
больше дестимулировать предпри-
нимательскую активность.
январь–февраль 2013
Банки и деловой мир
75
анализ:
Макроэкономика