смысла нет. Однако то, что действительно необходимо
сделать (и чем скорее, тем лучше), — обновить основные
фонды, освоить более дешевые технологии добычи и пере-
ориентироваться на экспорт не сырой нефти, а продуктов
нефтепереработки. Это вряд ли «вытянет» всю экономику
(конкуренция на мировом рынке энергоносителей очень
сильна и будет дальше ужесточаться при сокращении
спроса). Но по крайней мере даст возможность не только
«латать дыры» в бюджете, но и развивать производство
перспективной и конкурентоспособной продукции. На
настоящий момент таких товаров очень мало: например,
грузовики КАМАЗ и вездеходы. Чтобы их число вырос-
ло, необходимо повышать уровень конкуренции внутри
России.
2
В настоящее время (впрочем, как и в последние не-
сколько веков) наиболее перспективной и в то же
время наименее развитой отраслью остается транспорт-
ная инфраструктура. Слабая инфраструктура серьезно
сдерживает экономический рост во всех остальных сферах
экономики (строительство, промышленность, торговля).
Страна наша большая, поэтому для нас, как ни для кого
другого, «транспортный вопрос» чрезвычайно важен.
Одним из главных сдерживающих факторов является
монополизированность рынка железнодорожных перевоз-
ок и низкая конкурентоспособность предлагаемых услуг.
РЖД с его средней скоростью грузоперевозок 12 киломе-
тров в час уже становится притчей во языцех. Повысить
эффективность транспорта лучше всего сможет развитие
конкуренции. Поэтому в первую очередь следует стимули-
ровать приход в эту сферу новых игроков. А для этого нуж-
на политическая воля, поскольку интересы госкомпании
ОАО «РЖД» будут ущемлены.
Транспорт — не единственная сфера, способная уско-
рить рост экономики в целом. К таким сферам относятся
также газо- и энергоснабжение. Механизм тут аналогич-
ный: инфраструктура — «кровеносная система» экономи-
ки. Стимулировать эти сферы также нужно путем развития
конкуренции, и для этого тоже нужна политическая воля.
3
Минимум половина кредитов была выдана на покуп-
ку автомобилей. Полученные кредиты потрачены, в
том числе на импортную продукцию и иномарки россий-
ской сборки. Так, за девять месяцев 2012 года импорт по-
держанных машин вырос почти на 75%, новых — на 6,9%,
продажи иномарок российской сборки выросли на 37,2%.
3
Да, в прошлом году был всплеск потребительского кредитования —
даже госбанки ушли в розничный сегмент. Но это не является един-
ственным фактором промышленного роста. Необходимо финансирование
промышленных предприятий, тогда увеличится объем производства и вы-
пуска продукции, появится больше рабочих мест, вырастет уровень доходов
населения. В совокупности эти два фактора могут стимулировать промыш-
ленный рост.
4
Есть много программ поддержки и финансирования разных отраслей
экономики — промышленность, сельское хозяйство, предпринима-
тельство. Но для того чтобы экономика динамично развивалась и созда-
валась здоровая конкурентная среда, необходимы комплексные меры, а не
точечная поддержка. Банки могут способствовать промышленному росту
только в том случае, если будут равномерно осуществлять кредитование всех
секторов экономики: потребительский рынок, крупные предприятия, малый
и средний бизнес.
5
О себе мы такого сказать не можем. Мы — универсальный банк, у
которого два стратегических приоритета: потребительское креди-
тование и кредитование малого и среднего бизнеса. Таким образом, мы
активно стимулируем развитие малого предпринимательства: только за
прошлый год продемонстрировали рост объемов кредитования этого сег-
мента в 40%. Отраслевых предпочтений у нас нет: но, как правило, малый
и средний бизнес ориентирован на торговлю и сферу услуг. В СКБ-банке
предприниматель любой отрасли получает кредит на равных конкурентных
условиях.
Точечная поддержка
не спасает
Екатерина ГОЛЬЯНОВА
Первый заместитель
председателя правления
СКБ-банка
32
Банки и деловой мир
март 2013
Бизнес из первых рук:
Анкета БДМ