Стр. 17 - BDM_2013-04

Упрощенная HTML-версия

Алексей МОИСЕЕВ
.
«Например, если НКО ликвидируют,
то все идет в доходы государства. Почему?»
— недоумевал
заместитель министра финансов, отмечая, что участники
НПФ в таком случае не могут забрать свои средства.
Предложения по смене статуса НПФ, уточнил он, будут
подготовлены до 1 августа.
Но изменение организационно-правовой формы и, как
следствие, расширение возможностей инвестирования
средств пенсионных накоплений требуют и более жесткого
надзора за пенсионными фондами. Этот надзор Минфин
намерен выстроить по аналогии с банковским.
«На примере банков мы очень хорошо видим, что по-
строение надзора и гарантирования сделали чудо с точки
зрения доверия к российским банкам»
, — подчеркнул ­
Алексей
­
МОИСЕЕВ
. По его словам, Минфин в настоящее время рабо-
тает над тем, чтобы построить аналогич-
ные элементы рискоориентированного
надзора, который действует в банковской
сфере, в отношении пенсионных фондов.
Он пояснил, что такой надзор должен
быть направлен на предотвращение не-
гативных ситуаций, а не на выявление
их после того, как они уже произошли.
«Неизбежно: чтобы население поверило в
НПФ, надо доказать, что надзор действенен, что он эффек-
тивен и что он предотвращает ситуацию, когда люди, кото-
рые инвестировали в пенсионные фонды, оказываются без де-
нег»
, —сказал он. Система, по мнению заместителя министра,
должна быть выстроена таким образом, чтобы пенсионные
фонды могли конкурировать с банковскими депозитами.
Правда, вопрос о том, кто же будет осуществлять та-
кой надзор, пока тоже остается открытым. Судя по словам
заместителя министра финансов, стандарты надзора раз-
рабатывает Минфин. Однако в ходе дискуссии звучали и
апелляции к мегарегулятору, который создается, как из-
вестно, на базе Банка России.
Была проведена еще одна аналогия с устройством бан-
ковской системы. Минфин не исключает создание фонда
гарантирования, по образу и подобию АСВ. Выступая на
конгрессе, заместитель главы министерства не стал вда-
ваться в детали задуманной системы, однако буквально в
дни форума появилась информация о том, что механизмы
гарантирования пенсионных накоплений могут быть соз-
даны не «по образу и подобию» АСВ, а именно в рамках
Агентства по страхованию вкладов.
Примерно в это же время, но тоже за рамками конгресса,
стало известно и о других «пенсионных» инициативахМин-
фина. Появилась информация о готовящемся ведомством
законопроекте «О деятельности финансовых институтов
по формированию и реализации пенсионных программ»,
который устанавливает, что наряду с НПФ с пенсионны-
ми деньгами будут работать также и страховые компании.
ИНПФи страховщикам предполагается предъявить новые,
более жесткие требования по капиталу и резервам.
Банки, как утверждают заглянувшие в законопроект
эксперты, к управлению пенсионными средствами допу-
скать не предполагается. Однако на какой-то кусок этого
пирога они все же могут рассчитывать. Так, в середине
марта Пенсионный фонд России впервые провел конкурс
по размещению временно свободных средств на депозитах
в банках. Из предложенных 10 миллиардов ПФР разместил
только 8,5 миллиарда рублей. Что странно при наличии у
банков хронической проблемы с ликвидностью: то ли тре-
бования к финансовым институтам оказались завышенны-
ми (по объявленным ПФР параметрам участие в конкурсе
теоретически могли принять около двух десятков банков),
то ли обозначенная ставка в 7,12% показалась кредитным
организациям неадекватной. В любом случае этот конкурс
расценивается всеми участниками как тестовый. В конце
марта состоится еще один, на котором будут выставлены
35–40 миллиардов рублей. Общий объем временно свобод-
ных средств ПФР оценивается в 400 миллиардов.
В те же дни Министерство труда и социальной защиты
направило в правительство свой вариант новой пенсион-
ной формулы (о правилах начисления пенсий), который
обсуждался на совещании у первого вице-премьера
Игоря
ШУВАЛОВА
. Окончательного одобрения документ не по-
лучил и был отправлен на доработку.
Совокупность заявлений и событий свидетельствует о
том, что грядет глобальный передел рынка пенсионных на-
коплений, кардинальная смена пенсионной системы — и с
точки зрения содержания (принципы начисления), и с точ-
ки зрения инфраструктуры. Новая модель, как ожидается,
будет сформирована в начале осени. Пока же глобальная
неопределенность — в каком статусе и с какими полномо-
чиями окажутся негосударственные пенсионные фонды,
кто будет регулировать этот рынок, как будет строиться
система гарантирования.
И в ситуации этой глобальной неопределенности
участники пенсионного рынка и чиновники предавались,
в рамках конференции
«Пенсионные накопления — стра-
тегический ресурс для развития российской экономики»
,
любимому занятию — дискутировали о том, куда бы пен-
сионные деньги инвестировать. Сфер и объектов, можете
не сомневаться, было названо достаточно.
Инвестирование пенсионных накоплений — процесс
цивилизованный, действующий во всех развитых, и не
только, странах. Частные лица без особых опасений до-
веряют свои пенсионные накопления негосударственным
пенсионным фондам. Но «у них» система эффективно ра-
ботает именно в силу своей незыблемости: молодой работ-
ник буквально с первых трудовых дней может начать пла-
нировать и рассчитывать будущую пенсию, распоряжаться
целевыми накоплениями. У нас же…На памяти поколения
за 40 нынешняя реформа — третья по счету глобальная
перекройка системы (неглобальных изменений было го-
раздо больше).
Марина ТАЛЬСКАЯ
апрель 2013
Банки и деловой мир
17
события и комментарии