1
Даже самый интенсивный темп роста какой-либо
сферы кредитования нельзя назвать «перегревом»,
если он не ведет к возникновению «пузырей» на рынке.
При этом не так страшен рост потребительского кредито-
вания, как рост уровня долговой нагрузки населения, ко-
торый, по нашей оценке, в некоторых сегментах находится
значительно выше приемлемого — с точки зрения возмож-
ности дефолта в периоды глобальной экономической не-
стабильности.
Безусловно, такой уровень соотношения долговой на-
грузки с доходами все больше наводит на мысль о том, что
заемщик, так же как и банк, должен не только иметь пра-
ва, но и соблюдать обязанности… И задача государства —
правильно выстроить эти «рамки». Банковское законода-
тельство должно развиваться одновременно с развитием
банковского сектора, порой подталкивая его, в том числе и
в другую от нежеланного развития сторону. Сегодня уже не
секрет, что согласованные между собой законы о финансо-
вом уполномоченном, положения о частном банкротстве,
о регулировании коллекторской деятельности, о закре-
плении стандартов регулирования кредитной нагрузки
физических лиц и как итог всему этому — закон о потре-
бительском кредитовании — только помогут не допустить
«перегрева» и последующей социальной напряженности в
будущем…
2
Утверждать, что принятие закона о банкротстве фи-
зических лиц (особенно в его сегодняшней редакции),
приведет к всеобщему благу, — весьма оптимистично, так
как до сих пор нет ясности в том, какая же сумма долга ста-
нет «порогом банкротства». И если этой суммой останутся
50 тысяч рублей, то в скором времени после его принятия
необоснованными судебными претензиями будут завале-
ны не только банки, но и сами судебные органы.
Сложно не признать необходимость данного закона,
и потому подходить к его принятию нужно обдуманно.
Желание помочь гражданам, попавшим в трудную ситуа-
цию, — прекрасно и политически беспроигрышно в крат-
косрочной перспективе, но такое увеличение рисков для
банков может привести к повышению стоимости кредита
для всех, в том числе ответственных, заемщиков, к после-
дующему торможению роста потребления и дальнейшему
углублению стагнации в экономической жизни страны.
Должники, чье финансовое положение позволяет пойти
по процедуре примирения или приемлемой для кредитора
реструктуризации, не должны загружать банки судебны-
ми тяжбами. Таким заемщикам необходимо предоставить
возможность обращаться в «узаконенный» институт фи-
нансового уполномоченного, решения которого будут обя-
зательны для кредитора.
Если эти два закона будут приняты в дополняющих
друг друга редакциях — это, безусловно, огромный шаг к
равновесию прав кредитных учреждений и клиентов.
3
Цель утверждения нормативов резервирования —
снизить аппетит банкиров к излишнему риску, ведь
результаты стресс-теста Банка России подтвердили, что
Спрос
на необеспеченные
кредиты
будет расти
Эльман МЕХТИЕВ
Член правления ЗАО «ДжиИ Мани Банк»
52
Банки и деловой мир
апрель 2013
Бизнес из первых рук:
Анкета БДМ