1
За 2012 год объем кредитов, предоставленных фи-
зическим лицам, по данным Банка России, вырос на
39,4%, достигнув 7,74 триллиона рублей. Это действитель-
но весьма высокие темпы роста, но абсолютная цифра за-
долженности населения банкам пока не критична. Более
того, Россия — далеко не самая безнадежная страна по
части долговых проблем. В Испании, например, развитие
долгового кризиса сопровождается катастрофическим
состоянием рынка труда (безработица превышает 25%).
Греция уже несколько лет живет в режиме постоянных
массовых акций протеста. В зоне риска эскалации долго-
вого кризиса остаются все южные страны еврозоны, а так-
же Великобритания, США и даже Япония. Очевидно, что
мировая финансовая система стоит перед необходимостью
решения долговой проблемы. Впрочем, так же очевид-
но и то, как эта проблема будет решаться. Ни у одной из
перечисленных стран не хватит политической воли, чтобы
пойти на полноценное приведение бюджетной политики в
соответствие с тезисом «жить по средствам». Яркий пример
тому —США, где в марте запущен механизм секвестра фе-
дерального бюджета. Внимания этому событию уделялось
много, притом что объемы бюджетных сокращений чисто
символические. Соответственно, остается второй путь. Во
все времена «лишние» долги благополучно «обнулялись» за
счет высокой инфляции. Так же будет и сейчас. По моему
мнению, в течение ближайших пяти лет мировым центро-
банкам во главе с Банком Японии все-таки удастся повто-
рить сценарий 30-летней давности, когда инфляция в США
на протяжении нескольких лет измерялась двузначными
величинами.
2
Опыт прошлых лет говорит в пользу того, что влия-
ние факта принятия данного закона на потреби-
тельское поведение населения будет носить весьма огра-
ниченный характер. Большинство тех, кто берет в долг, не
просчитывают последствия своего решения. В противном
случае сложившийся уровень ставок в сегменте потреби-
тельского кредитования (30–35% годовых) никогда бы не
стал реальностью. Между тем такие ставки — далеко не
предел, они смотрятся просто гуманитарной акцией на
фоне стоимости используемых населением заемных денег
небанковского сектора.
3
Политика банка на рынке вкладов по-прежнему за-
висит от потребности в данном источнике фонди-
рования, то есть от структуры активов и модели развития
бизнеса. Если банк делает упор на кредитование населения
или предприятий малого и среднего бизнеса, то акцент на
«дорогие» депозиты он сохранит. Причем, если админи-
стративное давление на процесс формирования депозит-
ной базы будет слишком сильным и привлечение депозитов
станет для банков обременительным, начнут развиваться
всякого рода суррогатные продукты, а люди пойдут в не-
банковские финансовые организации, что совершенно не
в интересах Банка России. Сейчас регулятор контролирует
и успешно регулирует рынок сбережений физических лиц.
Поэтому логично ожидать, что Банк России не станет ини-
циировать поток мер по ограничению привлечения средств
населения на банковские депозиты.
Скажется
эффект базы
Сергей СИТНИЧЕНКО
Начальник управления по обслуживанию
физических лиц МБО «ОРГБАНК»
56
Банки и деловой мир
апрель 2013
Бизнес из первых рук:
Анкета БДМ