партнер спецпроекта
1
Действительно, на заре бизнеса основным драйве-
ром были «зарплатные» клиенты и люди, которые
достаточно часто выезжали за рубеж. Это были основные
каналы продаж дебетовых карточек. Появление кредитных
карт стало вторым драйвером роста для расширения ау-
дитории, пользующейся карточками. Это как раз клиенты,
что называется, «с улицы». Или сотрудники тех же самых
зарплатных организаций, но уже с другими запросами.
2
Сейчас на рынке огромное количество самых раз-
нообразных предложений в разных системах лояль-
ности. Это и карты с повышенными процентами, и карты,
по которым можно накапливать мили авиаперевозчиков,
и карты социальной направленности и т.д. Поэтому любой
клиент сумеет выбрать какое-то предложение исходя из
того, что он хочет получить от карты. Основной вопрос для
клиента — удобство использования карты в зависимости
от его потребностей: возможность перечислять денежные
средства, погашать кредитную задолженность и т.д. Есть
клиенты— их довольно много, — которые имеют несколь-
ко карт разных банков, тем более что запускаются целые
серии маркетинговых акций: карта к вкладу, карта к кре-
диту и т.п. Клиент получает эти карточки практически бес-
платно. Но, конечно, пользуется в основном той, которая
ему максимально удобна и вызывает интерес с точки зре-
ния его профиля.
3
Карточный бизнес идет вперед. Недавно были карты
только с магнитной полосой, потом появились карты
с микропроцессором. Сейчас уже нередки бесконтактные
карточки, и почти во всех крупных сетевых магазинах мож-
но увидеть терминалы, которые работают по бесконтакту:
не надо отдавать карточку кассиру, достаточно приложить
ее к считывающему устройству. Все эти новшества активно
продвигаются платежными системами. Понятно, что в этой
сфере должна постоянно развиваться инфраструктура.
Что касается ситуаций, когда «зависает и ломается»,
то это, наверно, отражает общий уровень развития тех-
ники. Понятно, что терминал находится не в воздухе, —
он пользуется коммуникационными сервисами, которые
предоставляют те же сотовые операторы или провайдеры
коммуникационных услуг. С повышением качества связи,
качества коммуникаций соответственно и эти устройства
будут работать более надежно.
Вопрос цены. Любой банк—это коммерческая организа-
ция. Если ему будет неинтересно развивать инфраструктуру,
он не будет этим заниматься. А банки в этом заинтересова-
ны. И уже существует ряд крупных проектов, в рамках кото-
рых банки передают свои терминальные сети на обслужива-
ние в единые структуры. Такие проекты позволяют снижать
Удобство по
потребностям
Александр БАЗАНОВ
Директор департамента разработки
и сопровождения продуктов розничного бизнеса
НОМОС-Банка
На этом фоне конкуренция на рынке эквайринговых
услуг быстро набирает обороты. Как правило, выигрывает
здесь тот, кто за стандартный набор преимуществ от ис-
пользования терминала (экономия на инкассации денежных
средств, бесплатное эквайринговое оборудование, обуче-
ние персонала) предложит меньшую цену. Однако средний
размер комиссии по договору эквайринга (в Новосибирске
это 2–2,5%) —часто неподъемная цена для небольшой ком-
пании, которая после утверждения новой редакции закона
«О защите прав потребителей» будет вынуждена заклады-
вать эти расходы в стоимость продукции.
На наш взгляд, популяризации безналичных расчетов
в торговых предприятиях способствовали бы и информа-
ционная поддержка со стороны государства, и такие попу-
лярные за рубежом мотивирующие меры, как пониженная
ставка НДС при расчетах картами.
июнь 2013
Банки и деловой мир
37