участвующих в процессе аккумули-
рования и перемещения финансо-
вых активов, оказания финансовых
услуг.
«Предложенная система целей
деятельности Банка России, основан-
ная на узком понимании финансового
рынка, внутренне противоречива и
закрепляет на уровне закона сформи-
ровавшуюся в период ведомственных
конфликтов, неудачную, противо-
речащую финансово-экономическому
содержанию терминологию»
, — счи-
тают эксперты, подчеркивая
«двус-
мысленность и бессистемное исполь-
зование основополагающих понятий и
терминов законопроекта, применяе-
мых для формулирования его концеп-
туальных положений»
.
Некорректное использование тер-
минологии и небрежность при пропи-
сывании концептуальных положений
приводят порой к анекдотическим
выводам. Так, в соответствии с дей-
ствующей редакцией статьи 56 закона
«О Банке России» главными целями
банковского регулирования и банков-
ского надзора являются поддержание
стабильности банковской системы и
защита интересов вкладчиков и креди-
торов. А новый закон, расширяющий
спектр ответственности ЦБ, в качестве
целей регулирования, контроля и над-
зора за некредитными финансовыми
организациями называет
«обеспечение
устойчивого развития финансового
рынка»
.
«Совместный анализ указанных
статей позволяет прийти к неожи-
данному выводу: надзор Банка Рос-
сии, например, за микрофинансовыми
организациями позволит обеспечить
устойчивое развитие финансового
рынка России, в то время как бан-
ковский надзор не сопровождается
аналогичным эффектом»
, — ехидно
Надо разобраться в терминах
О
бщее впечатление—в основном
закон направлен на передачу
текущих функций ФСФР («уполно-
моченного федерального органа»)
Банку России.
Кроме того, действие закона о
противодействии легализации де-
нежных средств, полученных пре-
ступным путем (№115-ФЗ), рас-
пространено на негосударственные
пенсионные фонды. Что, в общем,
логично — реализуется единообра-
зие подходов и процедур в отноше-
нии всех финансовых институтов.
В целом же конструкция регулиро-
вания пенсионных фондов остается
пока не совсем ясна: в законе сказа-
но, что это будет делать ЦБ вместе с
уполномоченным органом в прави-
тельстве.
Еще один шаг против отмывания
грязных денег. Теперь все финансо-
вые организации должны будут со-
общать о фактах отказов от обслу-
живания в связи с несоответствием
клиентов или их операций закону
115-ФЗ.
Судя по тексту закона, Банку
России предстоит в самые короткие
сроки принять много нормативных
актов, причем распространяемых на
институты, ранее действовавшие вне
его компетенции. Непонятно, при-
мет ли он «в наследство» от ФСФР
уже действующие нормативные до-
кументы или будет готовить их за-
ново. А это работа, возможно, не на
один месяц.
В некоторых случаях задержка
с подготовкой нормативной базы
может оказаться критической. Так,
сферу обязательного страхования
гражданской ответственности автов-
ладельцев авторы закона полностью
под регулирование ЦБ не отдали.
Часть норм нужно будет согласовы-
вать с правительством. Но процеду-
ра согласования—сроки, порядок—
пока остается непонятной.
Не совсем четко прописаны
цели мегарегулятора. Так, одна из
них обозначена как «обеспечение
стабильности функционирования
финансового рынка». Что подразу-
мевается под стабильностью: посто-
янный объем операций, отсутствие
сбоев в работе? В другом месте зако-
на говорится об обязанности Банка
России разрабатывать совместно с
правительством стратегию разви-
тия финансового рынка. Так за что в
итоге отвечает мегарегулятор? Надо
разобраться с терминами, чтобы
стало понятно, в чем же цель регу-
лирования.
Узаконено право мегарегулятора
устанавливать формы отчетности
для банковских групп и холдингов.
Но проблема, на мой взгляд, решена
половинчато: не учтена возможность
создания финансовых конгломера-
тов без формального участия банков,
а на получение права консолидиро-
ванного надзора со стороны ЦБ РФ
за подобными объединениями потом
может уйти дополнительное время.
Из очевидно положительных
для потребителей моментов. В за-
коне четко прописана задача Банка
России по защите прав и интересов
инвесторов, страхователей и вы-
годоприобретателей. Отрадно, что
появится орган, который от своего
имени сможет отстаивать их интере-
сы в суде (например, прежде ФСФР
РФ направляла обманутых страхо-
вателей в суд, чтобы они самостоя-
тельно разбирались в конфликтах
со страховщиками). Главное, чтобы
в результате в корпоративных спо-
рах не возникла еще одна сторона
со своими личными интересами. Но
здесь все будет зависеть от системы
внутреннего контроля внутри само-
го мегарегулятора.
Роман
КЕНИГСБЕРГ
Заместитель
директора
департамента
банковского
аудита компании
ФБК
74
Банки и деловой мир
июнь 2013
анализ:
Макроэкономика