Стр. 46 - BDM_2013-07

Упрощенная HTML-версия

широкие альтернативы трудоустройства, невероятно сни-
зила лояльность банковского персонала и требует сейчас
от работодателя гораздо больше усилий по его привлече-
нию и удержанию, созданию для работников адекватной
системы мотивации, материальных и моральных стимулов,
формированию комфортного психологического климата в
коллективе.
Острота кадровой проблемы сейчас несколько снизи-
лась, но дефицит хороших специалистов ощущается на всех
уровнях: от стартовых массовых до топовых позиций. Бан-
кам нужны профессионалы-рисковики, аналитики, в связи
с ростом технологичности бизнеса требуются хорошие IT-
специалисты. Практически у всех банков есть потребность
в клиентщиках—специалистах разных направлений, непо-
средственно связанных с обслуживанием клиентов.
На протяжении многих лет, работая с кадрами как руко-
водитель, убеждаюсь: клиентщик — это особый талант, не
побоюсь сказать: Божий дар, который не заменит диплом
даже самого престижного вуза. У нас был топ-менеджер
с двумя дипломами MBA — квалификация соответствую-
щая, но людей абсолютно не чувствовал, и из его личной
проблемы это превратилось в проблему банка. Пришлось
расстаться.
Бывает, «золотые» кадры удается найти случайно — в
сферах, далеких от банковской, но связанных с работой с
клиентами. Был случай, когда мы предложили перейти на
работу в банк сотруднице кафе — настолько внимательно
она относилась к каждому посетителю, настолько прият-
ную обстановку умела создать своим персональным обра-
щением…
В нашем банке работа по восполнению кадров ведется
непрерывно. Планы по развитию бизнеса, появление но-
вых направлений, да и просто необходимость периодиче-
ски обновлять команду, не допуская «выгорания» прежних
сотрудников, не позволяют расслабиться.
4
В банке уже много лет существует внутренний кадро-
вый резерв, который регулярно пополняется новыми
сотрудниками с определенным набором профессионально-
деловых качеств. Ежегодно формируется и реализуется про-
грамма его обучения и развития. В перспективе каждый из
резервистов может рассчитывать на карьерный рост (к чему
1
Летний спад деловой активности, как ни странно, не влечет за собой
затишье на рынке труда. Наблюдается даже обратная тенденция — вес-
ной и летом желание что-то изменить в жизни людей возрастает, и смена
работы многим кажется самым подходящим решением.
Сегодня рынок труда — это прежде всего рынок кандидатов. Причем кан-
дидатов с опытом, имеющих возможность выбирать работодателя. Главный
вопрос сейчас —найти специалиста. Конкуренция в финансовой сфере вели-
ка, а значит, и требования к профессионализму сотрудников, от которых за-
висит успех компании на рынке, постоянно растут. Сложность заключается в
том, что уровень подготовки молодых людей после института оставляет же-
лать лучшего, при этом их амбиции и зарплатные ожидания явно завышены.
А на каждую объявленную вакансию таких резюме приходит большинство.
Основные проблемы рынка труда в финансовой сфере — высокие зар-
платные ожидания выпускников вузов при отсутствии практических навы-
ков и недостаточности теоретических знаний; дефицит специалистов в бан-
ковской сфере; текучесть сотрудников (быстрый переход с одного места на
другое) — если это специалист узкой квалификации, при переходе он может
повысить свою заработную плату в полтора–два раза.
Банковская сфера —одна из сфер бизнеса, наиболее подверженная риску,
связанному с ротацией кадров. Нужно принимать этот факт как данность и
работать с этим. Традиционно на объем «текучки» большое влияние оказы-
вают представители фронт-офиса — молодые сотрудники не очень высокой
квалификации. Для многих работа в операционном подразделении является
стартовой площадкой для дальнейшей карьеры. И специалистам не состав-
ляет труда найти предложение с бо΄льшим уровнем дохода.
На миграцию персонала влияют многие факторы: экономическая ситуация
на рынке, в том числе количество банков-конкурентов, наличие высокоопла-
чиваемых отраслей в регионе (в Башкирии это нефтедобыча, переработка).
рынок
кандидатов
Гузель МУСТАФИНА
Начальник управления
по работе с персоналом
Инвесткапиталбанка
46
Банки и деловой мир
июль 2013
Кадры, которые решают:
Анкета БДМ