Стр. 42 - BDM_2013-08

Упрощенная HTML-версия

4,4 ­триллиона рублей на увеличение кредитного портфеля
было потрачено 4,3 триллиона.
Соответственно, дополнительные источники фондиро-
вания нужны для кредитования предприятий. Сейчас эти-
ми источниками выступают облигации и государственное
рефинансирование, которые примерно в равных пропор-
циях финансируют увеличение чистого портфеля (за вы-
четом депозитов) кредитов нефинансового сектора (при-
мерно 2 триллиона рублей в год).
Такая ситуация и сохранится в ближайшие два–три
года. Иностранные займы не станут основными источни-
ками фондирования — все помнят ситуацию 2008 года,
и вера в стабильность рубля сейчас гораздо ниже, чем в
2006–2007 годах. В условиях бюджетного правила объем
ликвидности в экономике будет ограничен, как и объем
средств, привлекаемых с финансового рынка. Поэтому го-
сударственное рефинансирование будет сохранять свою
роль «крайнего» регулятора объема ресурсов — собствен-
но, в этом и состоит один из инструментов политики «тар-
гетирования инфляции» в России.
5
Экономический спад, который часто воспринимается
как период снижения спроса и производства, вовсе не
означает снижения экономической активности. Именно в
этот момент происходит переосмысление драйверов роста
и потребностей потребителей. Те предприятия, которые в
условиях спада находят в себе силы продолжать активное
развитие — не в смысле роста объемов производства, а в
смысле улучшения существующих продуктов и разработки
новых, — и осуществляют инновационную и инвестици-
онную активность, действуют на опережение, исторически
оказываются лидерами в следующую волну роста.
Конечно, в условиях спада величина спроса на кредиты
сокращается. Но следует помнить, что банки кредитуют
не только обезличенный бизнес, банки вкладывают в пер-
спективные проекты. Поэтому усилие государства должно
состоять в создании стимулов для созидания данных про-
ектов, для создания спроса. Для среднего и малого бизнеса
можно ограничиться улучшением инвестиционного кли-
мата, для крупного — совместно развивать масштабные
инфраструктурные проекты.
1
На мой взгляд, «те самые причины» — это риск повышенного резерви-
рования из-за ухудшения финансового состояния заемщиков в усло-
виях общей стагнации рынка и, как следствие, падения объемов продаж и
снижения рентабельности предприятий. Изменить ситуацию в корне могли
бы действия Банка России, а именно — введение в систему резервирования
«поправки на экономический рост». Это позволило бы банкам и дальше
работать с компаниями со средним финансовым состоянием, помогать им
пережить сжатие бизнеса, чтобы перейти на стабильную работу со снижен-
ным объемом.
2
Считаю идею индикативных кредитных ставок противоречащей ры-
ночному развитию банковского сектора.
3
ЦБ предпринимает ряд конструктивных шагов, направленных на под-
держание ликвидности. Хотелось бы, чтобы спектр инструментов про-
должал расширяться, а сроки рефинансирования — удлиняться.
4
Меткомбанк, как и все другие банки, испытывает давление на маржу
в силу перманентного удорожания ресурсов, снижения кредитных
ставок в условиях нарастания конкуренции на замедлившемся рынке, роста
резервов в результате ухудшения финансового состояния и платежеспособ-
ности заемщиков. Соответственно, мы активно занимаемся снижением вну-
тренних издержек, «облегчая» форматы наших офисов, повышая эффектив-
ность бизнес-процессов и т.д.
При этом реальный сектор был и остается приоритетным для развития
нашей экономики, а для большей части банков — это значительная часть
бизнеса, которую они готовы наращивать. В этом процессе нам нужна по-
мощь государства — как в предоставлении ликвидности, так и в адекватном
подходе к резервам.
Нужны
поправки для причин
Елена СМИРНОВА
Заместитель председателя
правления Меткомбанка
42
Банки и деловой мир
август 2013
бизнес из первых рук:
Анкета БДМ