Стр. 36 - BDM_2013-09

Упрощенная HTML-версия

­мониторинга). Уже понятно всем, что получили. Закреди-
тованность под огромные, небанковские проценты, грозя-
щую социальным взрывом. Банкам же осталось пожелание
по повышению финансовой грамотности среди населения.
Чтобы население смогло прочитать то, что написано в бан-
ковских договорах мелким шрифтом, «полная стоимость
кредита 29% годовых». Ай-ай-ай, как много! Да население
смело берет кредиты во всевозможных МФО, где крупным
шрифтом написано — 2% в день!
В той же статье 2.1 Стратегии запланирована «реа-
лизация мер по консолидации банковского сектора и
повышению конкурентоспособности кредитных ор-
ганизаций». Консолидация, видимо, понимается как
укрупнение, объединение кредитных организаций. Пока
из стимулирующих к консолидации мероприятий замет-
но только одно — требование к размеру капитала. Вот, к
примеру, банк из числа замыкающих по уровню капита-
ла, банк «Майма» из одноименного поселка в Республике
Алтай. У него на 1 января нынешнего года всего 180 мил-
лионов рублей собственного капитала. Но достаточность
капитала — 125%. А банки первого десятка, имея капи-
тал в 500 раз больше, обладают достаточностью в 10 раз
меньше. Так если «консолидировать» «Майму» с кем-то
из группы тоо big, увеличится ли надежность банков-
ской системы? Согласно основному закону органической
химии: если смешать 9,5 кг повидла и 0,5 кг навоза, то
1
К сожалению, на протяжении последних лет время стало «заикаться».
На каждый вид банковской операции находится нечто, не позволяю-
щее с достаточной вероятностью спрогнозировать ее дальнейшее развитие.
Сначала судебная система решила взыскать с банков часть полученных за
несколько лет работы доходов в виде комиссионного вознаграждения по кре-
дитным операциям, невзирая на то, что все условия были указаны в тексте
подписанного с заемщиком двухстороннего договора. Затем регулятор начал
говорить о смене «подхода» к прочтению давно уже действующих инструк-
ций, предъявив при этом такие требования к анализу ссудной задолженно-
сти корпоративных клиентов, что из кредитного портфеля исчезли заемщики
1 и 2 категории качества. Далее на банки возложили финансовую ответствен-
ность за любые мошеннические операции с банковскими картами, невзирая
на суть этих операций. В довершении всего в скором будущем банки заста-
вят «простить» часть долгов заемщикам, которые «обанкротились», перебрав
кредитов на свои очень неотложные нужды.
Очевидно, что время диктует необходимость быть универсальным бан-
ком, предлагающим полный перечень банковских продуктов для всех кате-
горий клиентов, делая упор на развитии технологичности обслуживания с
целью повышения как лояльности клиентов, так и маржинального дохода.
2
Основная «фишка» банка была сформулирована нашим председате-
лем совета директоров еще в далекие 1990-е годы: «Надежный банк
для города и горожан». Заключается она в обеспечении шаговой доступ-
ности основных банковских услуг для населения города, причем по гораз-
до более привлекательным, по сравнению со среднерыночными, тарифам.
Надежность и стабильность банка обеспечивается наличием собственной
рыночной ниши и стратегией на развитие партнерских отношений со свои-
ми клиентами. Действующая в банке система управления позволяет банку
динамично реагировать на изменения тенденций развития рынка, оператив-
но меняя модели бизнес-направлений, не забывая при этом о главной своей
«фишке»: «Надежный банк для города и горожан».
3
На протяжении всей своей истории существования банк достойно
справлялся со всеми трудностями с помощью своих партнеров — кли-
ентов. И главной помощью властей и регулятора будет простое понимание
вещей, изложенных в первых двух пунктах.
Кое-что о
простых вещах
Евгений АНДРЕЕВ
Заместитель председателя
правления — начальник
кредитного управления
ООО «Хакасский
муниципальный банк»
36
Банки и деловой мир
сентябрь 2013
бизнес из первых рук:
Анкета БДМ