малого бизнеса актуальней стандартное кредитование,
овердрафты, расчетно-кассовое обслуживание, эквай-
ринг и инкассация.
В сегменте международного бизнеса рассматриваем в
качестве приоритетов торговое и проектное (структури-
рованное) финансирование, сотрудничество с нашими
международными акционерами —финансовыми институ-
тами EBRD, IFC, KfW, а также партнерами — экспортными
кредитными агентствами.
2
На наш взгляд, «фишка» любого банка — это своев-
ременные ответы на меняющиеся запросы клиента.
Поэтому вопрос даже не в том, как часто их необходимо об-
новлять, а в том, как часто предлагать новые. Здесь все про-
сто: есть потребность — предлагаем «фишки». Иначе никак.
У нас есть и региональная сеть, и устойчивая клиент-
ская база, и интересные продукты. Акцент я бы сделал на
следующем.
Во-первых, продукты. Для нас очень важно обеспе-
чивать широкий выбор предложений во всех категориях
и при этом работать со своими клиентами, которые ста-
новятся все более требовательными, максимально гиб-
ко. Причем как с корпоративными, так и с розничными.
Это не всегда и не в каждом банке возможно, ведь с ро-
стом бизнеса сужается продуктовая линейка и возраста-
ет уровень ее стандартизации. Но нам во многих случаях
удается сохранять индивидуальный подход и предлагать
так называемые кастомизированные предложения. Если
взять, например, ипотеку, то наши программы позволяют
удовлетворить практически все потребности клиентов в
1
Очевидно, что модель развития — это основа стратегии, а стратегия
основывается на текущих и перспективных трендах развития эконо-
мики. На мой взгляд, в ситуации изменения экономических реалий самое
время задуматься о трансформации модели роста в модель, позволяющую на
тех же объемах повышать прибыльность. По моему ощущению, сейчас — не
«золотой век» для розничного бизнеса, для наращивания количества точек
продаж. Слишком перегретым представляется рынок, да и действия регуля-
тора в сегменте операций с физическими лицами становятся тревожными.
Думаю, что основными драйверами сохранения и наращивания доходности
останутся корпоративный бизнес и МСБ в части работы больше со средним
сегментом. Что касается «комиссионки», то она всегда считалась и считает-
ся самым безрисковым заработком, поэтому ей в структуре доходов любого
банка всегда «зарезервировано» почетное место. В таком приоритете и стро-
ится бизнес нашего банка сегодня.
2
Основная ценность Инвестторгбанка — клиентская база. Большая
часть наших клиентов — средний бизнес. Мы не зависим от крупней-
ших федеральных компаний, что делает наш кредитный и ресурсный порт-
фель устойчивым и диверсифицированным. Это — «вечная» ценность. Она
не может и не должна претерпевать изменения. Причем наши клиенты имеют
различную географию, что обеспечивается наличием широкой филиальной
сети. Сейчас большая часть бизнеса сосредоточена в регионах, мы поддержи-
ваем такой тренд. С точки зрения стоимости услуг скажу, что мы никогда не
демпингуем. Самое простое — снизить цену и получить объем. Это можно
применять, например, при входе в новый регион, да и то — как краткосроч-
ную опцию.
Цена услуги может быть высокой. Просто это должно быть подкреплено
качественным сервисом. Тогда не придется краснеть. Дешево — не всегда
хорошо.
3
Скорее не помощи, а адекватности. Хочется видеть в регуляторе не
всегда надзорный и «карающий» орган, а коллег, способных оценить
ситуацию рыночно и объективно.
Клиентская база —
«вечная» ценность
Сергей СЕРОВ
Заместитель председателя
правления Инвестторгбанка
сентябрь 2013
Банки и деловой мир
39
бизнес из первых рук:
Анкета БДМ