данном секторе. При этом большинство из них построено
по принципу «конструктора», о котором я уже упоминал:
«базовая ставка + набор опций», — что позволяет форми-
ровать предложения, учитывающие индивидуальные по-
требности клиента.
Мы стараемся предлагать не только более или менее
стандартные предложения, которые можно с теми или
иными вариациями найти в большинстве банков. У нас
есть и оригинальные предложения, которые встречаются
намного реже. Например, услуга самоинкассации, когда
платежный терминал банка размещается непосредствен-
но у клиента, что позволяет загружать наличную выруч-
ку в любое удобное для него время и зачислять деньги
на счет в тот же день. Или «Ипотека без границ» — воз-
обновляемая кредитная линия, которая предоставляется
заемщику практически на любые цели, в том числе и на
покупку недвижимости. Такого предложения на рынке
сейчас нет больше ни у кого. Или «Зеленый кредит» —
кредит на ремонт с использованием энергосберегающих
технологий.
Это, кстати, еще одна наша «фишка». Сейчас растет
роль такого показателя бизнеса, как социальная ответ-
ственность, причем речь не только о спонсорской и благо-
творительной деятельности. Я говорю о том, что социаль-
ная составляющая постепенно «вплетается» в продукты
и услуги компаний и банков. И это тоже запрос нашего
времени, который нельзя игнорировать. «Зеленый кредит»
для розничных клиентов и программа по финансированию
энергосберегающих проектов российских компаний—наш
ответ на этот запрос.
Пару слов скажу о дистанционном обслуживании. Без
него сейчас невозможно обеспечить клиентам уровень
сервиса, который они ожидают. Мы своим клиентам — и
корпоративным и розничным— предлагаем довольно ши-
рокие возможности ДБО. Мобильному и интернет-банку
уделяем очень большое внимание.
1
Бесспорно, будет продолжаться тенденция сокращения количества
кредитных организаций: мелкие игроки в силу объективных обстоя-
тельств будут уходить с рынка. Также будет расти концентрация банковского
бизнеса путем увеличения доли бизнеса крупнейших игроков банковского
рынка (Топ-100), прежде всего банков с государственным участием.
Очевидно, что более быстрые темпы развития будут сохраняться у роз-
ничного бизнеса, кредитования малого и среднего бизнеса. Если говорить
о классических универсальных банках, то универсальность для них — это
преимущество в конкурентной борьбе, когда один вид бизнеса органично до-
полняет другой, и клиенту может быть предложен целый комплекс услуг. Но
при условии, что в части качества обслуживания и уровня предоставляемых
услуг банк соответствует лучшим рыночным практикам. Могут произойти
изменения в структуре бизнесов в рамках одного банка: удельный вес той
же розницы и кредитования МСБ будет расти, а доля классического корпо-
ративного банкинга — снижаться. Но это не значит, что от корпоративного
банкинга следует отказаться полностью, как заявляют некоторые игроки на
рынке, просто темпы развития данного направления бизнеса будут меньше
по сравнению с той же розницей.
2
Плюсами Банка «Петрокоммерц» всегда были высочайшая репутация в
глазах клиентов, устойчивая клиентская база, эффективная региональ-
ная сеть, высокий уровень обслуживания, универсальная линейка практиче-
ски всех банковских продуктов. Что касается продуктов, услуг и тарифов, то
их мониторинг ведется постоянно, и если есть необходимость в изменениях,
они внедряются достаточно оперативно.
3
Решения основных проблем российской экономики и банковской си-
стемы — улучшение инвестиционного климата в стране, снижение
темпов инфляции, решение проблемы так называемых «длинных» пассивов,
создание реальных механизмов стимулирования капитализации банковско-
го сектора экономики.
Мелкие игроки
будут уходить
Павел НЕУМЫВАКИН
Исполнительный директор
банка «Петрокоммерц»
40
Банки и деловой мир
сентябрь 2013
бизнес из первых рук:
Анкета БДМ