и грузов, взаимообмена технология-
ми. Но когда глобализация приходит
к нам в форме унификации, когда го-
ворят об универсализме ценностей
одной конкретной цивилизации, это
автоматически вызывает отторжение
и, как следствие, региональные на-
пряжения и локальные конфликты,
которые быстро перетекают в фазу за-
тяжных международных разногласий.
К такому сценарию мир скатил-
ся в сирийском конфликте, и только
позиция Китая и России помогла до-
стигнуть консенсуса с США и Евро-
пой по мирному урегулированию си-
туации и отказу Сирии от обладания
химическим оружием.
Именно поэтому исходная идея
Мирового общественного форума
«Диалог цивилизаций» заключалась
в том, чтобы цивилизации узнали
друг друга и начали продуктивно
взаимодействовать в процессе от-
крытого непредвзятого диалога. Мы
не ошиблись в выборе формата дея-
тельности: именно здесь встречаются
для обсуждения насущных проблем
человечества не просто граждане
конкретной страны, а представители
разных цивилизаций, которые хотят
узнать друг друга, понять друг друга
и готовы совместно работать над еди-
ной для всех повесткой дня.
Впоследствии, возможно, и пра-
вящие элиты сумеют понять, что
жизненно важные принципы челове-
ческого существования диктуют не-
обходимость опоры на укорененные
в истории и неустранимые цивилиза-
ционные особенности гражданского
общества. И это дает основание рас-
считывать, что возникающий миро-
порядок можно будет назвать не па-
радигмой выживания человечества,
а парадигмой его последовательного
стабильного развития.
Как русский человек я хочу ска-
зать, что по терминологии Л. Гуми-
лева, в России остался, пускай и зна-
чительно истончившийся, элемент
внутреннего движения, внутренней
энергии, страсти к преобразованию
мира, которая так нужна миру. При
массе вызовов, стоящих перед Росси-
ей, наш исторический дух не исчерпан
и продолжает сопротивляться разгулу
оголтелого меркантилизма. Россия,
ее наука, философия, ее религиозное
чувство, стоицизм и жертвенность, ее
великая культура всегда щедро одари-
вали мир. Мы хотим надеяться, что
мир нуждается в нашей пассионарно-
сти, которая всегда будет противосто-
ять практике доминирования, культу
исключительности, злу терроризма,
духу войны и попыткам возрождения
колониализма в любой форме.
В своей истории человечество
прошло через различные стадии раз-
вития общества. Этот процесс можно
представить в виде пирамиды, в осно-
вании которой лежит материальная
основа — экономика, а на вершине —
человек и его духовные ценности. По
мере развития материальной сферы
и научного прогресса происходит
разделение пирамиды на две проти-
водействующие идеологические мо-
дели (матрицы). К ХХ веку склады-
вается модель общества свободной
конкуренции — капиталистическое
общество, а в противовес ему — мо-
дель мира всеобщего братства или
коммунистическая парадигма. Чтобы
произошел такой слом, нужно было
переформатировать сознание чело-
века. Духовность в результате была
замещена политическими целями.
А пирамида оказалась перевернутой.
Политика становится основой даль-
нейшего существования общества,
и все подчинено соответствующим
целям правящей элиты, включая иде-
ологию, образование, экономику, все
сферы жизни общества.
Неустойчивость такого состоя-
ния сегодня совершенно очевидна.
А значит, и задачей следующего исто-
рического этапа становится возврат
общественной пирамиды в стабиль-
ное состояние на новом уровне пони-
мания социальной сущности челове-
ка. При этом мы вовсе не призываем
реанимировать прошлое, необходимо
просто вернуться к нормам и ценно-
стям, выработанным человечеством
за века своей истории: солидарности,
справедливости, соблюдению досто-
инства человека, признанию права на
суверенность его жизни.
Современная модель западного
общества во главу угла ставит аб-
солютный индивидуализм и якобы
абсолютную свободу личности. Я ут-
верждаю, что в социуме не может быть
абсолютной свободы единицы. По той
простой причине, что совокупность
независимых, невзаимосвязанных,
взаимно безответственных единиц
обрушивает общественные связи, и—
социум распадается. Власть утрачива-
ет способность к управлению фраг-
ментами и — перестает существовать
как таковая.
Но, может, именно в этом и ви-
дят смысл происходящего некоторые
из тех, кто определяет современную
международную политику? Ведь не-
олиберальная парадигма подраз-
умевает исключение государства не
только из сферы экономики, но и из
сферы регулирования социальных
отношений. И мы сегодня наблюдаем,
как взращивание крайнего индивиду-
ализма в западном мире самым раз-
рушительным образом уже повлияло
на основы консолидации общества.
Если «я» и «мое» — самое главное, то
почему «я» должен заботиться о дру-
гом? В эту формулу никак не ложится
хорошо известная мысль Ф. Достоев-
ского о том, что все ценности мира не
стоят одной слезинки ребенка.
Следует признать, что общество
активно сопротивляется такому на-
силию. Результаты социометрических
опросов говорят о возвращении в оце-
ночный обиход такого термина, как
коллективизм
. И это правильно, если
исходить из значения слова «обще-
ство». Реальное развитие в современ-
ном глобальном мире возможно лишь
в том случае, если стратифицируется
не атомизированная совокупность
индивидуумов, а созидается обще-
ство, в котором принципы моральной
ответственности за то, что делает че-
ловек в отношении других людей, а не
только для себя, становятся основны-
ми. И в этом заключается наш ответ.
Когда я говорил о хищничестве
существующей модели, то имел
НОЯБРЬ 2013
БАНКИ И ДЕЛОВОЙ МИР
9
ПОЗИЦИЯ