в жизнь именно таким образом. Ведь,
увы, визуализация — это упрощение,
и не в последнюю очередь — суррогат
воображения.
БДМ:
Может ли книжная и игровая
реальность поспорить с окружающей
действительностью?
Подростковые психологи дают одно-
значный ответ: да, может. Эскапизм,
бегство от реальности уже не в пер-
вый раз становится визитной карточ-
кой поколения, но лишь с появлением
качественных видеоигр уход в выду-
манную реальность стал действитель-
но массовым. Визуализация фантазий
увлекает за собой всех, кому не удается
самореализоваться в современном об-
ществе. Потребности растут, честолю-
бие регулярно подогревается «истори-
ями успеха» кинозвезд и поп-идолов,
но… повторить почему-то не получа-
ется. В школе обижают, в институте
— хвосты и прогулы, на работе приди-
рается старший менеджер, зато дома
наш отверженный превращается в па-
ладина 80 уровня, крадется по джун-
глям Пандоры или может взмахнуть
волшебной палочкой вместе с Гарри
Поттером. А мы потом с ужасом чи-
таем новости о сердечном приступе за
монитором или госпитализации обе-
звоженного геймера.
Но не стоит обвинять игры: если
человек хочет спрятаться от серой
обыденности, он всегда найдет способ.
И в любом случае ролевые игры по лю-
бимым книгам или полное погружение
во вселенную очередного консольного
хита лучше наркотиков и суицида.
БДМ:
Являются ли компьютерные
игры, а может, телесериалы и книги
своего рода обкаткой возможных
вариантов развития событий в нашем
реальном мире?
Фантастика вообще, как я уже упоми-
нал, нередко увлекается прогностикой,
и не столь важно, в каком именно фор-
мате выступает — в книге, фильме или
игре. Другой вопрос, что, желая досту-
чаться до самого заинтересованного
потребителя, пресловутого поколения
Next, которому как раз и предстоит
не только жить, но и творить в самом
ближайшем будущем, создателям при-
ходится использовать то, что наиболее
популярно сейчас в молодежной среде.
А это как раз и есть социальные много-
пользовательские игры и современные
сериалы, перехватившие с недавних
пор пальму первенства в сценарном
многообразии у попкорн-блокбасте-
ров, которые все больше делают ставку
на спецэффекты и 3D.
БДМ:
В чем, по-вашему, кроются при-
чины прогресса человеческого обще-
ства? И меняются ли они от века
к веку?
Человечество с самого начала не же-
лало удовлетворяться минимальными
потребностями и останавливаться на
достигнутом. Первобытный мичури-
нец, первым посеявший собранные
семена вместо того, чтобы их съесть,
достоин памятника не меньше, ска-
жем, Ньютона или Эйнштейна. Он по-
жертвовал сиюминутным ради буду-
щего развития. Таким долгое время
и оставался прогресс, то двигаясь
экспоненциальными рывками, то на-
долго застревая в трясине улучшения
характеристик. Сейчас мы находимся
во второй фазе: бурный век атомной
энергетики и ракетостроения сменил-
ся конвейерным производством новых
моделей гаджетов, стиральных машин
и утюгов. Вместо «пыльных тропи-
нок далеких планет» мы получили все
более экономичные телефоны, теле-
визоры со все увеличивающейся диа-
гональю экрана, микроволновые печи
с дополнительными функциями. Фу-
туристы пишут, что, мол, человечество
променяло космическую экспансию на
уютный мирок бытовых удобств, но
они забывают, что в истории так уже
случалось не раз. И за эпохой сиба-
ритства всегда приходят Возрождение
и новая НТР. Возможно, совсем скоро
нас ждут прорывы в биогенетике, ме-
дицине, термоядерном синтезе. Кто
знает?
БДМ:
В ближайшем будущем изменит-
ся «человек читающий»?
К сожалению, сейчас приходится
констатировать вполне объяснимую
потерю интереса к чтению. Прежнее
времяпровождение с занимательной
книгой, как вид досуга, в век Интер-
нета все больше проигрывает соци-
альным сетям и сериалам. Но не стоит
драматизировать ситуацию: причины
резкого увеличения спроса на литера-
туру в XX веке кроются не в самой ли-
тературе, а в росте населения; поваль-
ном насильственном образовании;
механизации производства; разраста-
нии среднего класса; удешевлении пе-
чатных устройств. И не в последнюю
очередь потому, что писать наконец-то
стали не только взращенные в роско-
ши высокообразованные гедонисты.
Но все когда-то заканчивается,
пришло время уходить и массовому
книгоизданию. На смену идут инте-
рактивные книги, место книг и га-
зет заняли блоги и новостные ленты,
а «читать с бумаги», возможно, даже
станет модным и элитарным заняти-
ем. Увеличится скорость восприятия
информации, вместо шелеста страниц
колесико мыши все быстрее проскрол-
лит текст на экране.
И все же книга как информаци-
онный объект еще остается востре-
бованной. Это знаковое событие для
литературного проекта, промоушен
для авторов и хорошая площадка для
вброса идей и обкатки мнений для лю-
бого крупного начинания в бизнесе,
науке, политике.
Беседовал
Алекс ГРОМОВ
Бегство от реальности
становится
визитной карточкой поколения.
Но в любом случае
ролевые игры
лучше
наркотиков и суицида
ДЕКАБРЬ 2013
БАНКИ И ДЕЛОВОЙ МИР
139
КАЧЕСТВО ЖИЗНИ:
ГЕОГРАФИЯ ДУШИ