Стр. 57 - BDM_2013-12

Упрощенная HTML-версия

КОЧЕГАР
НА КРУИЗНОМ ЛАЙНЕРЕ
1
Как сказать «не оправдала»? Я еще в конце 2012 года
с опаской смотрел в год 2013-й и не потому, что испы-
тываю дрожь от числа «13». Уже в 2012 году в нашем городе,
а судя по многим показателям, не только в Новокузнецке,
во всей стране, начались процессы снижения деловой ак-
тивности. Поэтому и 2013-й прошел позитивно на фоне
более мрачного ожидания.
Почему так произошло? Почему российская экономика
не оправдала надежд? В общем смысле — потому что мы
стали частью мировой экономики. Причем занимаем в ней
не самое почетное место чернорабочего. В современном
языке ставшего синонимом «гастарбайтера». Мы выпол-
няем для мира роль поставщика энергоресурсов, являясь,
по сути, кочегарами на круизном лайнере. Когда в суще-
ствующем мировом разделении труда капитаны лайнера
решают, куда и как быстро идти, то кочегара, в нашем слу-
чае — Россию, не спрашивают, согласен он или нет «дать
газу». Чернорабочий должен дать своего труда столько,
сколько требует процесс. Более того, никому от кочегара
больше ничего и не надо. Бери больше, кидай дальше…
в топку. Да и у кочегара-то выбор небольшой: кроме как
«поддать жару», он ничего больше не умеет. Разучился. Уже
и сам истопник ест не свои продукты, которые отличаются
от прежних своих тем, что дешевле и не портятся, лечит-
ся чужими лекарствами, которые дороже и помогают все
меньше, даже детей своих грамоте учит по болонской про-
грамме. Так ему сказали. Что, если будешь учить детей «по-
болонски», дети смогут выбиться «в цивилизованное об-
щество» (если визу дадут). И вот в мировом производстве
продукта наша черная работа («поддай топлива») нужна
все меньше. Лайнер уже не так много путешествует, миро-
вая экономика в дрейфе. Как проводят это время капитан
и пассажиры первого класса — не наш предмет, а вот что
делать кочегарам? Мы же рассчитывали, что будем вечно
бороздить просторы Мирового океана, наши уголь и газ
нужны будут всегда. Повышали уровни добычи, строили
новые шахты и бурили скважины, развивали транспорт
для нашего топлива, переманивали из других отраслей спе-
циалистов. Затачивали свою экономику под эти запросы.
В том числе затачивали и индустрию «куда потратить», ин-
дустрию развлечений. Форумы, чемпионаты, Универсиада,
Олимпиада, прочие фестивали и конкурсы разного поши-
ба. Как у Пушкина: «Там будет бал, там детский праздник,
куда поскачет наш проказник?» В общем, готовились веч-
но работать кочегарами разной квалификации и «прохо-
хотать» заработанное тяжким трудом, а учиться строить
свои пароходы и паровозы было все как-то некогда. И ког-
да с мостика поступила команда: «Стоп машина!» — бук-
вально исполнили, встали. Шахты, рудники, металлурги-
ческие заводы. Не фигура речи. В Кузбассе реально встали
или останавливаются шахты, предприятия металлургии,
которые обеспечивали экономику и, главное, социальную
политику нашего региона.
Что делать? Перестать надеяться на «заграницу». Это
там «перепроизводство». Надо снова начинать учиться
производить для себя, обеспечивать себя и надеяться на
себя. Строить свою экономику, свою науку, свои суда, мор-
ские и воздушные, свою продовольственную базу. Вспом-
нить, что «никто не даст нам избавленья» — ни Запад ни
Восток.
2
Обнадеживающие выступления людей, стоящих
у управления страной, бывают. Видны попытки вве-
сти новые стимулы для экономики. Позитивным считаю
решение об ограничении тарифов монополий. Реализуя
Сергей ПОПОВ
Заместитель председателя правления
Кузнецкбизнесбанка (Новокузнецк)
ДЕКАБРЬ 2013
БАНКИ И ДЕЛОВОЙ МИР
57
ИТОГИ И ПРОГНОЗЫ:
АНКЕТА БДМ