1
Это результат целой совокупности факторов. Причина кроется и в мировом кризи-
се, и в продолжающемся недоверии к рублю, и в очень низком объеме производства,
которое зависит от импорта, слабой технологической модернизации, и в том, что у нас мало
экспорта готовой продукции, и в недостаточно привлекательном инвестиционномфоне, ко-
торый крайне важен в условиях, когда в США и в Европе ситуация сложна у всех. Несмотря
на громкие антикоррупционные дела, проблема остается очень острой. Более того, фактор
поведения бизнеса тоже имеет место: привычка к довольно легким деньгам привела к тому,
что на местах нет желания работать «на износ», в целом ряде случаев ситуацию можно оха-
рактеризовать так: никому ничего не надо.
2
В банковском секторе обнадеживающие тенденции заметны, и очень хотелось бы,
чтобы они принесли реальную пользу экономике. С приходом нового руководства
в Банк России произошли изменения в валютной и денежно-кредитной политике, а глав-
ное—в подходе к надзору за кредитными организациями.Мывсе стали свидетелями смелых
и уверенных отзывов лицензий у банков, с которыми не удавалось справиться предыдущему
руководству регулятора. Но здесь, на мой взгляд, есть и огромная проблема: доверие к бан-
ковской системе, которое с трудом формировалось много лет (в том числе создавалась си-
стема страхования вкладов), может быть подорвано в результате решительных действийЦБ.
О каком отказе от расчетов наличными может идти речь, если становится страшно держать
деньги в банках не только обычным гражданам, но и бизнесу, индивидуальным предприни-
мателям?При отзыве лицензий у средних и крупных банков страдают не столькофизические
лица, сколько предприятия, которые полностью лишаются денег на своих расчетных счетах,
а в случаях с малым бизнесом отзыв лицензии ведет к разорению бизнеса. Такими методами
экономику не поднять. Если регулятор не видит менее радикального способа борьбы с не-
правильными банками (хотя причину можно поискать в коррупции разных органов власти
и искоренить ее), то, я уверена, надо менять систему страхования вкладов, причем речь не
столько о повышении порога суммы выплат из АСВ, сколько об изменении ССВ в корне —
страхование нужно распространить на юридических лиц и индивидуальных предпринима-
телей (кстати, такие примеры в мире есть). Но я категорически не поддерживаю идею диф-
ференцированной ставки отчислений в АСВ для разных категорий банков.
3
Инвестиции спасут экономику. У инвесторов должна быть уверенность в устойчиво-
сти бизнеса на многие годы. Плюс нужно сделать так, чтобывнутренний спрос работал
на российскую экономику, а не на поддержку импорта. Я думаю, что нужно стабилизировать
нормативную базу, перестать каждый день вносить изменения в законы, постановления, ин-
струкции и т.д. Нельзя постоянно менять правила игры. И второе: нужно несколько товаров
конечного потребления сделать потрясающими, такими, чтобы мир был от них в восторге,
и наладить их хороший экспорт. Самим сделать. Я много времени провожу в Европе: здесь
у обывателеймнение о Россииформируется по новостномуфону и поведениюсоотечествен-
ников. Ни то ни другое для формирования позитивного имиджа России не годится. Люди
каждый день совершают покупки, на полках магазинов знаменитые марки кофе, шоколада,
прекрасная парфюмерия, модная одежда, товары для дома. Все это — немецкое, швейцар-
ское, французское, американское, итальянское, китайское… но не российское. В европей-
ских магазинах из российских товаров есть только «антивирус Касперского» — это хорошо,
но мало. Нужно сделать прекрасный автомобиль, прекрасные развивающие детские игры,
прекрасную посуду, прекрасное лекарство, прекрасную офисную бумагу. Вот когда весь
мир будет печатать документы на российской бумаге, дети будут создавать своими руками
игрушкиипредметыинтерьера из российских наборов, а у хозяек на кухне обязательно будет
российская посуда, то мнение обычных людей о России изменится, вместе с ним изменится
и инвестиционныйфон: Россия умеет делать классные товары, и без них не обойтись. Общее
впечатление складывается из деталей, но эти детали нужно создать.
ИНВЕСТИЦИИ СПАСУТ
ЭКОНОМИКУ
Елена РОМАНЕЦ
Директор по обучению
Банковской бизнес-школы
«ПрофБанкинг»
ДЕКАБРЬ 2013
БАНКИ И ДЕЛОВОЙ МИР
59
ИТОГИ И ПРОГНОЗЫ:
АНКЕТА БДМ