Стр. 34 - BDM_2014-06

Упрощенная HTML-версия

Население закредитовано, что в равной мере относится
и к держателям зарплатных карт. И хотя эта категория за-
ёмщиков по-прежнему является наиболее предсказуемой
и надёжной, мы ищем дополнительные возможности для
наращивания базы клиентов с хорошей платёжной дис-
циплиной. В частности, в линейку потребительских кре-
дитов Новосибирского Муниципального банка включена
программа «ПАРТНЁР», предназначенная специально
для сотрудников аккредитованных в банке партнёрских
организаций — их количество уже превысило 1,7 тысячи.
Потребительские кредиты до 2 миллионов рублей мы пре-
доставляем на срок до пяти лет по ставкам от 16,9% — бо-
лее привлекательным, чем ставки для «уличной» розницы.
4
Основные риски ухудшения качества кредитного
портфеля генерируются именно в сегменте «уличной»
розницы: здесь до сих пор можно встретить эффективную
ставку до 60% и даже выше. Несмотря на очевидный рост
1
Безусловно, ситуация на рынке может меняться, однако сейчас не вижу причин
для того, чтобы волнения среди вкладчиков снова усилились. К тому же насту-
пило лето, а в этот период деловая активность несколько снижается и течение дел при-
обретает более размеренный характер
2
Практика показывает, что для наибольшего количества вкладчиков важнее всего
размер выплат, выраженный в форме процентной ставки, или таких преимуще-
ствах вклада, как капитализация процентов, или дорогие, интересные подарки. Также
важно оказывать клиенту знаки внимания: напомнить о близящемся окончании срока
вклада, вовремя предложить новый, интересный депозит, поздравить с днём рождения,
предложить с существенной скидкой другой полезный продукт банка — внимательное
человеческое отношение всегда ценится.
3
Если говорить о рассудительных заёмщиках, которые очень взвешенно подходят
к решению о получении кредита, думают заранее об источниках его погашения,
то у них в последние месяцы растёт спрос на ипотеку. Стабилен спрос у этих клиентов
и на беззалоговые потребительские кредиты на крупные суммы (от полумиллиона до
3 миллионов рублей). Одновременно высока потребность в новых кредитах и у закре-
дитованных граждан, имеющих по три–пять кредитов и привыкших постоянно жить
в долг. Но таких людей в России всё же не так много. И банки крайне неохотно таких
заёмщиков кредитуют.
4
Необязательно только на «зарплатных». Хотя многие клиенты «с улицы» являют-
ся «зарплатными» клиентами каких-то банков — возможно, они не хотят или не
могут взять кредит там. Кроме «зарплатных» клиентов, есть заёмщики с продолжитель-
ной и хорошей кредитной историей, которую можно проверить через кредитные бюро.
Такие заёмщики тоже, как правило, очень привлекательны для банков.
Главное для банка —правильно и взвешенно оценить свой аппетит к риску, выбрать
адекватный и эффективный механизм оценки заёмщиков и потенциальных рисков де-
фолта по кредиту, механизм противодействия кредитному мошенничеству. И тогда
можно успешно работать и с рискованными сегментами заёмщиков тоже.
5
Всплески и спады бывают во всём, они цикличны. Соответственно, кризис так
называемых «плохих» долгов тоже может случиться. Однако кризис 2008 года
многому научил как банки, так и граждан, поэтому, на мой взгляд, случившись, новый
кризис не будет глубоким и долгим и не окажет значимого влияния ни на банковскую
систему, ни на экономику в целом.
6
Я считаю, что повышение прозрачности правил игры идёт на пользу всем участ-
никам рынка: и банкам, и их клиентам.
ОЦЕНИТЬ СВОЙ
АППЕТИТ К РИСКУ
Антон МАСЛИЙ
Директор департамента
разработки розничных
продуктов Бинбанка
34
БАНКИ И ДЕЛОВОЙ МИР
ИЮНЬ 2014
БИЗНЕС ИЗ ПЕРВЫХ РУК:
АНКЕТА БДМ