Стр. 29 - BDM_2014-07

Упрощенная HTML-версия

айсберга — огромная подводная
часть: домашнее воспитание, школь-
ное образование, споткнувшееся об
ЕГЭ, отсутствие жизненного опыта
и многое другое. Но других-то пре-
тендентов на вакансии нет, значит,
надо что-то делать и со столь несо-
вершенным «сырьём».
Именно поэтому мы задали це-
лых два вопроса, которые касают-
ся, во-первых, обучения в вузах
и студенческих стажировок, а во-
вторых — дополнительной подго-
товки в стенах банка или компании.
Ну, брать на практику третье-
курсника рискуют не все, тем бо-
лее на зарплату. Но таких всё-таки
тоже немало. Более того, есть банки,
представители которых постоянно
наведываются в профильные вузы
и на факультеты, заключают с ними
договоры, приглашают студентов
к себе на дни открытых дверей, на
практику, а порой и на штатную ра-
боту, совмещённую с вечерней учё-
бой. Эти люди знают, что делают:
лояльность к родным пенатам лучше
закладывать с юности. Да и ребятам,
как ни странно, становится легче
учиться — книжные премудрости
обретают вполне осязаемую форму,
а непонятные формулы превраща-
ются в понятные и целесообразные
действия.
Надо сказать, особых сетований
на несовершенство вузовского обра-
зования в ответах на вопросы нашей
анкеты не содержится. Может быть,
потому, что все мы когда-то были
студентами и многие ещё не успели
позабыть свои первые неуклюжие
шаги на первой работе. Словом, ра-
ботодатели относятся к некоторой
наивности вчерашних студентов
вполне философски. И организу-
ют для них «курсы молодого бой-
ца», всякого рода школы, семинары
и даже корпоративные университе-
ты. Да, такая работа стоит немалого
труда и определённых расходов —
но всё это окупается. Хотя, конеч-
но, бывает обидно, когда ты возил-
ся с юнцом, выучил его, наставил
на путь истинный — и тут же его
переманили конкуренты… Но это
уже другая история.
Итак, что же показывает «кадро-
вый барометр»? В подробностях вы
узнаете об этом из опубликованных
на следующих страницах ответах на
вопросы анкеты (надо ли говорить,
что ответов этих много, — «кадро-
вая» анкета не уступает лидерства
по популярности среди наших экс-
пертов и читателей). Мне же хоте-
лось бы поделиться собственными
впечатлениями.
Прежде всего, порадовал очеред-
ной всплеск активности — причём
пишут нам не только представители
HR-служб, но и топ-менеджеры бан-
ков и компаний. И это радует — зна-
чит, работа с персоналом не пущена
на самотёк, значит, руководители
понимают всю важность этого на-
правления.
Вторая особенность — общий
настрой. Нельзя сказать, что наш
барометр показывает «ясно», ско-
рее налицо переменная облач-
ность, когда проблемы видны, но
видны и пути их решения. А ведь
ситуацию-то и в экономике в целом,
и в её финансовом секторе простой
не назовёшь: специалисты пугают
рецессией, аналитики сулят новые
проблемы. Но, как уже не раз сказа-
но, кто хочет делать — ищет спосо-
бы, кто не хочет — причины. И вот
это ровное, рабочее настроение на-
ших авторов свидетельствует о том,
что наш банковский сектор уже вы-
рос из «коротких штанишек», про-
шёл период становления и приобрёл
первые черты зрелости. Ну, соб-
ственно, как и положено на третьем
десятке жизни.
И наконец, третий момент,
особенно меня порадовавший, —
авторы ответов подробно и с яв-
ным удовольствием рассказывают
о конкретных делах. Честно гово-
ря, с первых дней существования
журнала мы стремились к тому,
чтобы он стал площадкой для обме-
на опытом. И, как мне кажется, это
наиболее сильная и полезная часть
нынешней публикации. Причём
можно выбрать, что называется, на
любой вкус и кошелёк — нет у вас
возможности организовать корпо-
ративный университет, устройте
«курсы молодого бойца», затейте
дистанционное обучение или при-
гласите тренера со стороны — в лю-
бом случае результат будет. То же
касается и сотрудничества с вуза-
ми. Если совместные масштабные
мероприятия с институтом может
себе позволить какой-то крупный
банк, то уж провести день откры-
тых дверей для студентов — по си-
лам каждому. Более того, лучшие
наши финансовые вузы с удоволь-
ствием сотрудничают даже с не-
большими банками, потому что
им тоже интересно подготовить
настоящего специалиста, чтобы он
уже в студенческую пору начинал
понимать и суть профессии, и своё
предназначение в ней.
Остаётся, конечно, ещё один во-
прос, как я уже говорила, так или
иначе высказанный во многих отве-
тах на вопросы. Его можно сформу-
лировать как проблему поколения Y,
а если проще — то почему это самое
поколение не желает работать по-
настоящему? Почему прыгает с ме-
ста на место, не успев получить необ-
ходимого опыта? Почему в каждую
свободную минуту упирается взгля-
дом в айфон? Почему его так мало
интересуют люди, которые приходят
к нему за советом и помощью?
Казалось бы, ответы на эти во-
просы не входят в сферу компетен-
ции делового журнала — это, по
мнению многих, предмет размышле-
ний педагогов и психологов. Только
вот я с таким мнением не согласна.
И рекомендую каждому, кто сегодня
работает с людьми (а с ними мы все
так или иначе работаем), вспомнить
свои первые шаги в профессии. Свой
страх, свои ошибки, свои маленькие
победы. И советы того «старшего»,
кто оказался в этот момент рядом.
Да, согласна, времена изменились —
но люди остались людьми.
Людмила КОВАЛЕНКО
ИЮЛЬ 2014
БАНКИ И ДЕЛОВОЙ МИР
29
КАДРЫ, КОТОРЫЕ РЕШАЮТ:
АНКЕТА БДМ