идолжныбылисыгратьлишьв2015-м—
чтобы по-бюргерски добропорядочно и,
естественно, демократично, в ходе оче-
редных выборов привести к власти нуж-
ных людей.
Всё, однако, пошло наперекосяк.
Гражданское неповиновение пришлось
подавлять грубой силой и откровен-
ным физическим запугиванием. Но это
только подлило масла в огонь—вспых-
нула гражданская война. Итог же и во-
все печален: на передовом рубеже ев-
ропейской цивилизации происходит
строительство мононационального
нацистского государства. С одобрения
и при прямом участии Европы.
БДМ:
Не уверен, что все шишки
нужно валить на старушку Евро-
пу. Проект-то «из-за речки». И его
авторы — чтобы потом, когда дойдёт
до дивидендов, не пришлось до-
казывать своё право на их львиную
часть, — уже поторопились объявить,
что вложили $5 миллиардов в «укра-
инизацию» Украины. Да и сейчас они
жёстко контролируют не только каж-
дый шаг своих ставленников в Киеве,
но и союзников-европейцев держат
на коротком поводке.
Это правда. Но, во-первых, американ-
цы — это часть западноевропейской
цивилизации, и нынешнюю модель гло-
бального мира они выстраивали вместе
с европейцами в полном согласии и вза-
имопонимании. Другое дело, что кризис
вскрыл её экономическуюнесостоятель-
ность, а теперь становится очевидной
и невозможность политической ста-
бильности в условиях монополярного
мира. Причём наступает это прозрение
не только в результате череды провалов
в далёких периферийных государствах,
но и в самой Европе, всё ещё мнящей
себя пупом земли. События на Украине
пошливразрез с кореннымиинтересами
европейских стран, а их лидеров не под-
пускают кштурвалу и часто, не выбирая
слов, откровеннопосылают кудаподаль-
ше. Это не просто утрата суверенитета,
это публичное унижение европейской
элиты, которое происходит на глазах
всего мира и — что особенно важно —
на глазах её же избирателей.
БДМ:
А зачем было вообще лезть на
Украину? Ну, ушла бы она в Евразий-
ский союз, стал бы он на 45 миллио-
нов человек больше. Всё равно несо-
поставимо с Европой, не говоря уже
об экономическом и технологическом
потенциале…
Вот-вот, этоиестьклассическийпример
русской ментальности—в вашем вари-
анте решения полностью отсутствует
захватнический интерес. И это один из
краеугольных принципов, на которых
строится Евразийский союз. В отличие
от Евросоюза, модель которого прежде
всего определяют мотивации, связан-
ные с расширением и захватом рынков,
с пирамидой исключительности и пре-
восходства. И эти ценности отнюдь не
новы. В них проявляется цивилизаци-
онная сущность Западной Европы, ко-
торая складывалась веками.
У Макса Вебера есть замечательная
формула: «капитализм есть следствие
протестантизма». В ней нужно лишь
поменять местами причину со след-
ствием, и мы получим исходную точку
развития западного мировоззрения.
Почему капитализм начал своё вос-
хождение в Средиземноморье? Именно
здесь началось первое глобальное раз-
деление труда на труд производящий
и труд торгово-финансовый. До этого,
когда кочевник встречался с земледель-
цемиобменивал барана на пятьмешков
ржи, торговли — как надстроечной от-
расли — ещё не возникало. Потому что
не было никакой маржи: две стоимости
обменивались в полном соответствии
с их эквивалентом — ценой вложен-
ного труда. И только когда возникли
посредники-профессионалы, которые
добирались в дальние страны и там по-
лучали за пять мешков зерна пять ба-
ранов, а приплыв домой, обменивали
каждого на 10 мешков, — только тогда
cформировалась торговля как особая,
сверхдоходная отрасль и были изобре-
тены ссудный процент и иные способы
извлечения прибыли из воздуха.
Капитализм формировался не
внутри национальных государств,
а на основе международного разделе-
ния труда. К XVIII веку он в основном
сложился — с промышленностью,
профессиональной торговлей и бан-
ковским капиталом — дав мощный
импульс становлению колониальных
империй. И особому мышлению, ко-
торое наглядно проявилось в спец-
ифическом характере взаимоотно-
шения метрополий и их заморских
территорий.
В России же ещё в XVIII веке насе-
ление практически полностью состояло
из крестьян. Их жизненный уклад был
самодостаточными не требовал захвата
и подчинения чужих территорий. От-
сюда ненасильственная природа наше-
го менталитета. Хотя славянофилы свя-
зывали это прежде всего со спецификой
православия и «особым генетическим
кодом славян». Но суть не в этом. Даже
империи в России складывались по-
особому, и принцип ненасильственно-
сти и оборонительности — нам чужой
земли не надо, но и своей ни пяди не
отдадим — сохраняется поныне.
Я как-то провёл деловую игру на
Домбае с молодыми мусульманами,
примерно десяти разных национально-
стей, и предложил им задачку: у вас есть
возможность образовать исламский
халифат, а загвоздка только в одном —
где расположить столицу. Больше часа
они спорили, решая, под кого идти: под
турок, под казахов, под татар, под узбе-
ков… А сошлись в едином решении —
быть в составе России лучше. Все дово-
ды перевесил русский патернализм.
БДМ:
Странная получается картина:
всем идти назад. Запад в попыт-
ках любыми способами сохранить
монополярный мир откатывается
до откровенного средневековья.
И даже дальше, поскольку в триаде
«США–Европа–Украина» попирается
незыблемый принцип средневековой
стабильности: вассал моего васса-
ла — не мой вассал. ЕврАзЭС пока не
очень себя проявил, и велика, как мне
кажется, вероятность, что всё может
перевесить память о не таком уж
давнем и не самом плохом русском
патернализме. А двигаться-то куда?
Тренды сегодня задаёт глобальный
мир. Его нынешняя модель убеди-
тельно доказала всем (а сегодня сюда
8
БАНКИ И ДЕЛОВОЙ МИР
АВГУСТ 2014
ПОЗИЦИЯ