Стр. 82 - BDM_2014-08

Упрощенная HTML-версия

ОСОБАЯ
ФИНАНСОВАЯ ЗОНА
ИНТЕГРАЦИЯ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ КРЫМА В ОБЩЕРОССИЙСКУЮ
далека от завершения.
КРЫМСКАЯ РУЛЕТКА
Бюджет Крыма решили оставить под
федеральным патронажем ещё на год.
Интеграцию бюджетной системы
нового федерального округа в обще-
российскую изначально предполага-
лось завершить к новому году. Однако
недавно Минфин попросил продлить
переходный период до конца 2015-го.
На практике это означает следующее.
Во-первых, самостоятельный реги-
ональный бюджет верстаться не бу-
дет — округ продолжит жить исклю-
чительно на федеральные субсидии.
Во-вторых, права софинансировать
эти субсидии местные власти не полу-
чают (по российскому законодатель-
ству, уровень такого участия может
составлять от 5 до 95%). В-третьих,
кассовое исполнение бюджетных
процессов по-прежнему будет про-
исходить через Федеральное казна-
чейство. По сути, новый российский
регион до конца 2015 года останется
под внешним управлением. Цена во-
проса для российской казны на 2014
год — около 150 миллиардов рублей
(будут выделены из Резервного фон-
да). Цены и скидки на последующий
период—в стадии межведомственной
торговли.
Причин для переноса сроков фи-
нансовой самостийности Крыма две.
С одной стороны — понятные техни-
ческие сложности переходного пери-
ода: адаптация к новым фискальным
требованиям, основам бюджетной
росписи (бюджет Украины строится
по другому «рисунку»; социалка но-
вого федерального округа — уровень
зарплат, пенсий, пособий — суще-
ственно беднее общероссийского). С
другой — идеологическая неопреде-
лённость со статусом и следующими
из него обязательствами и полномо-
чиями нового региона.
Собственно, статус Крыма уже из-
вестен. Это будет особая экономиче-
ская зона. Как всегда, дело в деталях.
Правительство уже несколько раз за-
ворачивало подготовленные законо-
проекты. Последний из установлен-
ных сроков подготовки документа, 20
июля, опять был сорван. Ожидается,
что авторы закона справятся к нача-
лу августа. Основные дискуссионные
моменты по созданию новой ОЭЗ —
земельный вопрос, налоговые и тамо-
женные правила для резидентов и не-
резидентов, степень обязательности
для зарегистрированных в офшоре
компаний вести предприниматель-
скую деятельность в регионе, право
работать через филиалы и т.д. Почти
утверждена идея о создании четырёх
индустриальных парков с льготным
режимом на уровне Сколкова. Обсуж-
дается и возможность особых условий
работы для банков, зарегистрирован-
ных на территории.
Дебаты на тему «как нам обустро-
ить российский Гонконг» идут самые
оживлённые. Пока в качестве сухо-
го остатка — утверждённое в июле
Госдумой решение о создании на тер-
ритории Крыма игорной зоны, пятой
по счёту в России. Предполагается, что
это будет способствовать притоку ту-
ристов в регион, что благоприятно ска-
жется на развитии инфраструктуры.
Кроме обсуждения особенностей
крымской ОЭЗ, идут более призем-
лённые дискуссии о содержательной
и финансовой части федеральной
целевой программы развития Кры-
ма до 2020 года. В рамках программы
предполагается решить проблемы
энергоснабжения и инженерной ин-
фраструктуры региона, транспорт-
ные и социальные вопросы. На ран-
них стадиях (в мае) подготовки ФЦП
её стоимость слегка зашкаливала за
триллион рублей. После оптимиза-
ции расходных позиций цена снизи-
лась до 820 миллиардов рублей, сейчас
речь — о 620 миллиардах. (Вариант не
окончательный, сроки рассмотрения
ФЦП плавно дрейфуют с мая.) В част-
ности, экономии удалось добиться за
счёт снижения расчётной стоимости
строительства Керченского моста —
с изначальных 325 до 170 миллиардов.
Всего в ближайшие три года на
финансирование ФЦБ, по почти со-
гласованным оценкам ведомств, будут
выделять по 100 миллиардов рублей
ежегодно, затем до 2020 года сумма
может быть увеличена до 120–140
миллиардов.
По прогнозам, Крым сможет вый-
ти на самоокупаемость через три года.
82
БАНКИ И ДЕЛОВОЙ МИР
АВГУСТ 2014
АНАЛИЗ:
ОБЗОР