Стр. 21 - BDM_2014-09

Упрощенная HTML-версия

Сам по себе процесс ухода с рынка
банков, не выдержавших конкуренции,
либоненашедшихсвоюнишу, либопро-
штрафившихся,—явление нормальное
для рыночной среды. Ивопрос: сколько
банков должно быть в России—вопрос
праздный. Должно быть столько, сколь-
ко востребовано клиентами.
Другое дело, что в этом списке не-
удачников вы найдёте немало таких
организаций, которые просто ока-
зались в сложном положении, и им
вполне можно было помочь (кстати,
некоторым банкам и помогли) — под-
держать ликвидностью, в крайнем
случае — санировать… Ведь кроме
всего прочего, «пакетные» отзывы
лицензий, которыми ознаменовались
конец прошлого и первая половина
нынешнего года, создаёт нервозность
и в банковской среде, и, что ещё более
важно, среди клиентов.
БДМ:
Кстати, как раз на днях Агент-
ство по страхованию вкладов опу-
бликовало очередной обзор рынка
вкладов, и его цифры не радуют —
налицо отток депозитов. Не есть ли
это реакция на чехарду отзывов? По-
слушает человек очередные новости
из банковской жизни и решает не
рисковать…
Думаю, здесь целый комплекс причин,
но одна из них, несомненно, пошат-
нувшееся доверие населения к бан-
кам. Тут ведь дело не только в частных
вкладах — пострадали и мелкие пред-
приниматели, и средний бизнес, поте-
рявшие (скорее всего, безвозвратно)
остатки на своих счетах в банках.
Но, пожалуй, главное негативное
последствие массового отзыва ли-
цензий — искажение конкурентной
среды. Речь здесь не о «карманных»
банках, занимавшихся какими-то сво-
ими, часто незаконными делами — от
таких сектор надо очищать, и тут двух
мнений быть не может. Однако видим
мы и другое: как после ухода с рынка
более заметных игроков их оставшие-
ся «бесхозными» клиентские базы тут
же, можно сказать, оптом переходят
к ещё более крупным игрокам, чаще
всего — к госбанкам.
И вот тут я снова воспользуюсь
цифрами: в результате доля государ-
ственных банков в секторе достигла
сегодня почти 60%. Да что говорить,
если только на долю Сбербанка и ВТБ
приходится около половины всего
банковского рынка.
БДМ:
Но, если я правильно помню,
в пору обсуждения Стратегии–2015
наиболее горячие дискуссии разво-
рачивались как раз вокруг выравни-
вания конкурентной среды и устра-
нения доминанты госбанков?
Правильно помните. Но факт остаёт-
ся фактом: государственные банки по-
прежнему доминируют на рынке, их
влияние растёт. В том числе и за счёт
отзыва лицензий. Более того, страда-
ют и «живые» частные банки, вклады
из которых перетекают в госбанки.
БДМ:
А может, и нет в этом ничего
плохого? Мы же всё время говорим
о свободном выборе клиентов — вот
они и выбирают…
Ну, выбор этот—относительно свобод-
ный. Он, скорее, продиктован страхом
и непониманием того, что происходит
на банковскомрынке. Ивывод люди де-
лают самый примитивный: нести день-
ги тому, у кого лицензии уж никак не
отнимут. То есть — госбанкам.
А теперь насчёт того, что в этом
плохого. Есть такое понятие — моно-
полизация. С ней борются во всём
мире, даже специальные ведомства для
этого созданы, как у нас ФАС. А теперь
ещё цифры: на пять крупнейших бан-
ков приходится сейчас 53,7% активов
всей банковской системы России. То
есть больше половины. Разве можно
считать такое положение нормаль-
ным? Так ведь и активы-то эти не так
велики—к началу нынешнего года они
составляли всего 86% ВВП. Сравните:
в Китае это более 250%.
БДМ:
Вообще-то, с точки зрения
здравого смысла, такая монополи-
зация взрывоопасна. Не говоря уже
о том, что пять банков, даже очень
больших, не в силах закрыть все по-
требности в банковских услугах. Или
идёт постепенный возврат к преж-
ним временам?
Не хотелось бы так думать. Но во-
прос о равных условиях конкуренции
в последние годы действительно обо-
стрился (хотя справедливости ради
надо отметить, что он никогда и не
сходил с повестки дня). Казалось бы,
почему бы, например, стратегической
компании не держать часть средств
в среднем банке, особенно если речь
идёт о регионе? Но нет, есть правило:
капитал банка должен быть не менее
10 миллиардов рублей. А таких бан-
ков у нас где-то 77. Дополнительные
же критерии (контроль Банка России,
право правительства принимать кон-
кретные решения в регионах) расши-
ряют этот список едва ли до сотни.
БДМ:
Так, может, недаром, в разгово-
рах и слухах всё время фигурируют
цифры 100 или 200 — якобы именно
столько банков и нужно стране, не
более. Может, это осознанная по-
литика регулятора, которому просто
легче станет управляться с сотней–
другой кредитных организаций?
Снова с вами не соглашусь, хотя точно
также не во всёмсогласени с политикой
Банка России. Скажем, считаю, что ре-
гулятор недостаточно использует такие
инструменты, как санирование, предпо-
читая просто отзывать лицензии. Хотя
история сМособлбанком несколько об-
надёживает (можно только представить
себе, какие последствия для рынка при-
несло бы его банкротство).
Итак, я не думаю, что регулятор,
точнее мегарегулятор, поставил своей
И
модель роста
банковского сектора
должна быть органично
привязана
к модели
экономического
роста —
к
новой модели
, подчеркну это
СЕНТЯБРЬ 2014
БАНКИ И ДЕЛОВОЙ МИР
21
СОБЫТИЯ И КОММЕНТАРИИ