целью свести число кредитных орга-
низаций к минимуму. Полагаю, в его
руководстве понимают все особен-
ности нашей страны — с её огромной
территорией, значительной разницей
в экономическом развитии и уровне
жизни населения. Такая специфика
требует тонких и гибких подходов. Но
к сожалению, для того, чтобы к таким
подходам прийти, порой приходится
делать и ошибочные шаги. Главное,
чтобы из этих ошибок были сделаны
правильные выводы.
БДМ:
Хорошо, что вы заговорили
о мегарегуляторе, — о нём-то, как
я помню, в Стратегии–2015 нет ни
слова?
Естественно нет, потому что в пору,
когда Стратегию–2015 принимали,
сам по себе вопрос о необходимости
создания мегарегулятора оставался
дискуссионным. Ситуация измени-
лась, мегарегулятор появился — одна-
ко документ не стали корректировать.
БДМ:
Это имеет принципиальное
значение?
Акакже?Ведьизменилсявесьфинансо-
вый ландшафт—впервые все сегменты
финансового рынка получили единый
штаб. И в этом смысле Стратегия–2015
устарела, поскольку в ней этот момент,
разумеется, не был учтён, а сейчас вно-
сить поправки уже поздно — надо ду-
мать над новым документом.
Есть и другая сторона, связанная
с созданием мегарегулятора. Вполне
понятно, что на первый план в реаль-
ной стратегии вышли проблемы по-
вышения устойчивости всего финан-
сового рынка. Но за этими заботами
как-то «потерялись» и вопросы до-
ступности кредитов, и макроэконо-
мические задачи модернизации эконо-
мики. Остаётся надеяться, что потеря
эта — временная, ситуативная.
БДМ:
Александр Васильевич, оба
«потерянных» вопроса тесно между
собой связаны, ибо какая же модер-
низация без денег? С другой сторо-
ны, любой банкир сейчас скажет,
что и рад бы кредитовать реальный
сектор — да вот некого. Нет спроса
на кредиты, а те заёмщики, которые
нуждаются в деньгах, не проходят ни
по каким критериям.
Да, эта проблема выходит за рамки
чисто банковской стратегии. Банки
же не создают финансовых потоков,
а лишь направляют их в нужные русла.
Мы много лет говорим о необходимо-
сти улучшать деловой климат и даже
продвинулись на несколько ступенек
вверх — но этого мало. Не хотелось
бы повторяться, но приходится в ко-
торый уж раз говорить о том, что биз-
несу нужна предсказуемость государ-
ственной экономической, в том числе
и налоговой, политики. О том, что
административные барьеры устраня-
ются очень туго, а коррупция не сдаёт
позиций. О том, что нужны адресные,
конкретные меры по поддержке мало-
го бизнеса, по развитию регионов и т.д.
БДМ:
Может, санкции и контрсанк-
ции нам помогут? Тут уж, хочешь
не хочешь, а придётся заниматься
и импортозамещением, и развитием
собственных отраслей.
Не так всё просто, хотя стимулирую-
щее влияние здесь есть. Однако ожив-
ление в отраслях пока, так сказать,
«теоретическое» — чтобы запустить
процесс импортозамещения, нам
требуются и деньги, и умные усилия.
И тогда для банков тоже откроется
широкое поле деятельности. Но пока
ликовать рано — надо побыстрее
браться за конкретные дела.
БДМ:
Если уж мы заговорили о до-
ступности кредитов, то в рознице
ситуация совсем другая: население
берёт деньги взаймы с удовольстви-
ем и часто бездумно.
Что и дало основания регулятору для
мер по охлаждению рынка необеспе-
ченных потребительских кредитов.
Это, кстати, было предусмотрено Стра-
тегией–2015, и ситуация подтверждает
необходимость таких мер. Понятно,
цифры в 40–50% прироста креди-
тов греют душу банкира, но лишь
до тех пор, пока не начинают нарас-
тать просрочки и невозвраты. Так что
бездумность характерна не только для
иных клиентов, которые берут пятый
кредит, чтобы погасить проценты по
первому, но и для тех банкиров, кото-
рые не задумываются о последствиях
своей агрессивной политики.
БДМ:
Если говорить о Стратегии–2015
в целом, будет ли она полностью
реализована к концу будущего года?
Полагаю, нет, во всяком случае — по
качественным целям. По количествен-
ным — тоже не убеждён, хотя регу-
лятор считает их достижимыми. Но
стратегия ведь не детализирует пред-
стоящей работы, а указывает какие-
то общие направления развития.
Что касается сроков, то здесь тоже не
стоит «с секундомером» отслеживать
выполнение того или иного пункта —
ситуация меняется, корректируются
приоритеты, вмешиваются непред-
виденные обстоятельства, как, напри-
мер, те же антибанковские санкции
или воссоединение Крыма с Россией.
Поэтому о конкретных показате-
лях я не стал бы здесь говорить.
А вот о том, что не сделано (и, судя
по всему, в оставшийся год сделано
не будет), надо сказать обязательно.
Не для того, чтобы поставить кому-
то «неуд», а для того, чтобы вновь —
и очень определённо — обозначить
грядущие задачи. Первая — конечно
же, добросовестная конкуренция.
Пока, как вы видите, с этим у нас со-
всем нехорошо и лучше не становит-
ся. А отсюда и остальные проблемы.
Во многих регионах, в глубинке, не-
доступны даже базовые банковские
услуги — у крупных банков, что назы-
вается, руки не доходят, да и невыгод-
но им, а региональных организаций
становится всё меньше. Та же ситуа-
ция и с обслуживанием МСБ. Как бы
хорошо ни работал МСП Банк, но все-
го рынка он не закрывает, а госбанкам
мелкие клиенты неинтересны. К той
же проблеме конкуренции относится
и отсутствие равного доступа банков
к рефинансированию ЦБ.
Можно ещё приводить примеры, но
все они так или иначе упираются имен-
но в то, что конкурентное поле у нас
22
БАНКИ И ДЕЛОВОЙ МИР
СЕНТЯБРЬ 2014
СОБЫТИЯ И КОММЕНТАРИИ