насколько я понимаю, также распространяются ограниче-
ния материнских компаний. В то же время возможности
местных финансовых структур, объёмы их аппетитов на
российский риск, по-видимому, предстоит выяснить в ходе
«полевых испытаний» в ближайшее время.
3
В перспективе ближайших месяцев, возможно, лет —
если геополитические сложности и «войны санкций»
затянутся на долгое время — усиление роли государства
представляется неизбежным. В части возможных меха-
низмов поддержки у нас есть очень важный опыт кризи-
са 2008–2009 годов, например, расширение списков зало-
говых активов ЦБ, установление и мониторинг лимитов
беззалогового кредитования, возможно, даже механизмы
валютного контроля. На мой взгляд, по линии ЦБ были бы
весьма полезны взаимные своп-линии с национальными
банками стран БРИКС, других стран, с которыми мы име-
ем существенный оборот внешней торговли и которые не
уступают нам с точки зрения кредитных рейтингов.
4
К числу наиболее актуальных проблем я бы отнёс:
«санкционный» подрыв базы долгосрочного фон-
дирования банковской системы; риски стагфляции в эко-
номике, которые могут вылиться в ухудшение качества
портфелей; отток капитала и системный дефицит ликвид-
ности на фоне высоких показателей утилизации залоговой
базы по операциям ломбарда/РЕПОЦБ; перегрев на рынке
потребительского кредитования. Концентрация проблем
способна привести к системному кризису в случае отсут-
ствия адекватного реагирования инструментами денежно-
кредитной и финансовой политики.
5
Формула роста банковского сектора зависит от моде-
ли роста экономики в целом. В принципе экономика
не исчерпала свои ключевые преимущества последних лет,
например: низкий уровень госдолга, сбалансированный
бюджет, почти неограниченное пространство для инве-
стиций в жилье и инфраструктуру, возможности рефор-
мирования монополий, устойчивый внутренний спрос.
Реализация этих преимуществ может позволить укрепить
позиции и банковскому сектору. Как пример, один из мно-
гих: коммунальные предприятия привычно финансируют
свою деятельность через тариф, раскручивая спираль ин-
фляционных проблем. В западных странах коммунальные
компании имеют стабильные и хорошо прогнозируемые
денежные потоки и считаются высококлассными заёмщи-
ками, которые финансируют инвестиции, широко и дёше-
во привлекая средства на финансовых рынках. Реформа
отрасли со временем могла бы добавить прозрачности
бизнесу таких компаний и у нас, дать банкам новый класс
надёжных заёмщиков и стать решающим аргументом в ин-
фляционной борьбе.
СЕНТЯБРЬ 2014
БАНКИ И ДЕЛОВОЙ МИР
47
БИЗНЕС ИЗ ПЕРВЫХ РУК:
АНКЕТА БДМ