Стр. 42 - BDM_2014-10

Упрощенная HTML-версия

юридических и физических лиц с рынка. Это чуть более
дорогой способ фондирования, но гораздо более надёж-
ный: мы не зависим от госпрограмм, бюджетных средств
и иных источников, которые во многом опираются на
административный ресурс. Мы активно сотрудничаем
с ОАО «Пермский гарантийный фонд» в рамках програм-
мы поддержки малого и среднего бизнеса, объём выданных
кредитов под поручительство фонда существенно превы-
шает объём депозитов, привлечённых от него, поэтому
данный вид фондирования мы также считаем рыночным.
Кредитами ЦБ РФмы практически не пользуемся в силу их
высокой стоимости в настоящее время.
5
Самая болезненная тема для региональных банков—
это сложность конкурирования за ресурсы государ-
ственных и муниципальных структур. Сейчас прослежи-
вается тенденция перевода средств госпредприятий из
региональных банков в банки с госучастием. Получается
замкнутый круг. С одной стороны, государство пытается
защитить эти средства от возможных потерь в свете со-
бытий с отзывами лицензий банков, которые не являются
системно значимыми. С другой стороны, лишая этих ре-
сурсов региональные банки, власти провоцируют отток
ресурсов из регионов и снижают возможность для креди-
тования реального сектора экономики. После выхода за-
кона 44-ФЗ для малого бизнеса возникла огромная пробле-
ма, которую ранее успешно решали региональные банки:
крупные банки неохотно дают гарантии малому бизнесу,
а небольшие банки делать это не имеют право.
6
Да, ощущаем, но, конечно, хотелось бы большего.
Ассоциации на постоянной основе ведут диалог
с ЦБ РФ, отстаивая интересы региональных банков, но,
к сожалению, регулятор не всегда к ним прислушивается.
1
В Самарской области тренд скорее разнонаправленный. Есть банки (их больше),
которые работают на увеличение клиентского потока в рамках действующей сети,
а есть банки (их меньше), которые используют момент для более агрессивной экспан-
сии. Кстати, нельзя сказать, какая стратегия более характерна для регионалов или фе-
дералов — и там и здесь есть представители обеих групп.
2
Сложно отрицать, что в ситуации системного недоверия многие вкладчики при-
несли деньги именно в крупнейшие банки. Регионалы в связи с этим перешли
к политике более явного таргетирования аудитории. Они выделяют интересную для
них группу (чаще всего это группа розничных клиентов с небольшими суммами раз-
мещения) и запускают для них специальные акции. Есть маркетинговые предложения,
явно нацеленные на пенсионеров, молодёжь или даже такие группы, как «клиенты, от-
дыхающие летом на даче». Для последней группы я видел предложения по открытию
вклада с подарком в виде мангала или набора для дачного отдыха.
3
Корпоративная ниша «ВТБ24» в Самарской области—это устойчивые предприятия
с прозрачной политикой. Нам интересны стабильные компании—в сфере зарплат-
ных проектов мы сотрудничаем с крупнейшими заводами, государственными службами.
В сфере кредитования бизнеса специализируемся на малых и средних предприятиях.
Для Самарской области тезис про «лакомых» клиентов, которых переманивают «ва-
ряги», не совсем актуален. Часть муниципальных и региональных предприятий обслу-
живается именно в местных банках — это показатель доверия администрации. Плюс
большинство регионалов являются частью крупных производственных или добывающих
холдингов. И естественно, что предприятия холдинга обслуживаются в «своих» банках.
5
Основная проблема региональных банков — «короткие» пассивы, не позволяю-
щие сделать акцент на «долгие» кредиты.
Из нового—проблема системного недоверия, которая для Самарской области неко-
торое время назад была особенно актуальна. Мы стали регионом, где в первой крупной
волне отзыва лицензий оказались сразу несколько крупных местных банков. У них на
обслуживании находились и муниципальные предприятия.
Региональной банковской системе потребовалось время, чтобы успокоить клиентов.
ТРЕНД —
РАЗНОНАПРАВЛЕННЫЙ
Дмитрий ЛЫСОВ
Управляющий самарским
филиалом «ВТБ24»
42
БАНКИ И ДЕЛОВОЙ МИР
ОКТЯБРЬ 2014
БИЗНЕС ИЗ ПЕРВЫХ РУК:
АНКЕТА БДМ