Стр. 52 - BDM_2014-10

Упрощенная HTML-версия

1
Сейчас период оптимизации. Новые офисы не открываются — банки закрывают
точки, которые нерентабельны, и расширяют бизнес в прибыльных для себя городах,
направляя усилия в развитие присутствующих там отделений. Что касается вариантов —
подвинуться или заполнить освобождающиеся ниши, —то одно другому не мешает, всё за-
висит от ситуациии долирынка, которуюбанк занимает в томилииномсегменте ирегионе.
Процессы оптимизации, кстати, при этом касаются не только офисов, но и банкомат-
ной сети, и кадров. Увеличение численности персонала в основном наблюдается в бизнес-
подразделениях, в сервисных—нет. Универсальность и работа в режиме многозадачности
также становится возможной за счёт автоматизации и оптимизации рабочего процесса.
2
Местные банки, намойвзгляд, пострадалибольше. Особенно сильныйударпришёлся
на регионы, где у региональных банков отзывали лицензии. Это было в Челябинске,
Екатеринбурге. В других городах, до которых доходили только общероссийские новости,
движения было значительно меньше.
Конкурировать местные банки могут за счёт гибкости условий своих договоров. Если
федеральные игрокипросто «спускают» программы, каскадируяихна все регионы, при этом
банку может быть не выгодно нести какие-то издержки, то региональные могут позволить
себе «подстроить» условия под конкретные запросы. Кроме ставок, это и возможность ча-
стичногоизъятия без потерипроцентов, начисление процентов ежемесячно, ежеквартально
или в раз год, неограниченные сроки пополнения, автоматическая пролонгация и т.д.
Плюсместных банков—доверие книмв домашнемрегионе после негативных ситуаций
на рынке возвращается очень быстро.
3
Мы уже несколько лет делаем акцент на сегменте МСБ, в том числе активно работа-
ем с индивидуальными предпринимателями и с микробизнесом. Как раз эта катего-
рия—средние и малые компании—больше ценит компетенции местных банков, которые
более гибко и внимательно подходят к их задачам. Крупные компании легче переходят из
одного банка в другой за более выгодными условиями. Предприниматель так просто не
убежит — сотрудники банка уже как семья, его здесь знают, и он это ценит.
4
Основной источник — это средства частных клиентов.
Безусловно, все региональные банки хотят получить доступ к деньгам более
«длинным» и более дешёвым, чем вклады физиков и остатки на счетах. Такими деньгами
могут стать средства НПФ.
Не буду отрицать, что с каждым годом требования к банкам-контрагентам в програм-
мах государственного субсидирования (в том же сегменте поддержки предприниматель-
ства) становятся жёстче — например, к рейтингам банка. Это также ограничивает пред-
принимателей в доступности финансирования.
5
Проблемы фондирования. И проблема найти инвестиции, в частности, для того,
чтобы обеспечить бизнес и продуктовую линейку IT-технологиями. Это огромные
деньги для регионального банка, поэтому зачастую качество их ресурсов страдает.
В этом плане нам повезло. То, что мы входим в Финансовую группу «Лайф», позволяет
нам использовать передовые технологии и предлагать клиентам такие сервисы интернет-
имобильного банкинга, которые входят в Топ-3 и Топ-10 в России, а также гаджетыLifePad
и LifePay, в которые единолично вкладываться одному региональному банку было бы явно
не под силу.
6
Поддержка есть в плане транслирования «наверх» проблемчастных банков. Но даль-
нейшего влияния и лоббистских сил у банковских сообществ не хватает.
УЖЕ
КАК СЕМЬЯ
Андрей ЗОЛОТУХИН
Председатель правления
ВУЗ-банка
52
БАНКИ И ДЕЛОВОЙ МИР
ОКТЯБРЬ 2014
БИЗНЕС ИЗ ПЕРВЫХ РУК:
АНКЕТА БДМ