Судьба этогоромана трагична—онпоч-
ти наполовину недописан. Но у нас же
всё впереди.
БДМ:
Что вы больше всего цените в со-
временности?
Апокалиптичность. Считается, что мы
живём на грани катастрофы. На самом
деле мы живём
за гранью
катастрофы,
и она всё время набирает обороты. За-
пущены все мыслимые и немыслимые
механизмы самоуничтожения челове-
чества, и они работают с непрерывным
ускорением. Постоянная угроза унич-
тожения тотального физически лиша-
ет людей возможности объединиться
и всему этому противостать. И эта угро-
за уже существует не только на словах.
Глава КатолическойЦеркви прямо в эти
дни заявил, что третья мировая война
уже идёт. А разве мы этого не чувству-
ем? Всё это может привести в отчаяние
кого угодно. И приводит. Но только не
тех, кто имеет неколебимое основание
веры и надежды.
Ведь все знают слово «апокалипсис»
и знают его общеупотребительное зна-
чение. А Откровение Иоанна Богослова
читают очень немногие. Так вот, пове-
рить в «ужасыапокалипсиса» легко, осо-
бенно сейчас, когда мы беспрерывно на-
блюдаем их вокруг себя. Но в последних
главах этой великой пророческой книги
совершенно ясно сказано, что вслед
за ужасами и бедствиями наступает
не
конец
, а
начало
света. В это поверить
труднее, потому что тьму себе все ясно
представляют, а свет, увы, приходится
извлекать, как золото из руды. Но в это
необходимо поверить! Ведь если вы го-
товы поверить в сбывающиеся проро-
чества о событиях ужасных, то сделайте
над собой усилие и поверьте в обетова-
ния добра и света, записанные на тех
же страницах. Это укрепит ваш дух,
поможет противостоять ужасному злу,
которое приблизилось к нам вплотную.
К этому призывает Христос Спаситель:
«Когдаже начнёт это сбываться, воскло-
нитесь и поднимите головы ваши, пото-
му что приближается избавление ваше»
(Лк. 21:28).
Во всех без исключения книгах
Библии содержатся благие обетования,
пророчества победы света над тьмой.
В последние годы глава Русской Право-
славной Церкви не раз публично про-
износил знаменитые слова из книги
пророка Осии: «Смерть, где твоё жало?
Ад, где твоя победа?» (Ос. 13:14). Про-
изнесённые в стенах храма, они транс-
лировались по теле- и радиоканалам на
весьмир. Но когда в следующуюминуту
на том же канале звучит воистину апо-
калиптическая музыка, кто удержит
в себе эти слова? Для тех же, у кого они
записаны в сердце, эти слова звучат как
позывные Царства Божия.
БДМ:
Следите ли вы за тенденциями
литературной моды?
Мода — вещь переменчивая. Следо-
вательно, она может быть и хорошей
и плохой. Во второй половине XIX века
были «в моде» гениальные романисты.
ВпервойполовинеXX-го—гениальные
поэты. Это очень хорошо. Затем моду
стали диктовать из ЦК КПСС, а потом
и вовсе из ЦРУ. Это гораздо хуже. А сей-
час порой кажется, что моду диктуют
непосредственно из преисподней, но,
может быть, это кажется?
БДМ:
Один из ваших персонажей
говорит: «Я не занимаюсь изготовле-
нием механизмов. Это очень опасное
занятие — для того, кто их изготов-
ляет. Стоит только начать, а там не
заметишь, как сам превратишься
в механизм. А тогда уже всё — про-
щай всякое развитие». А как вы сами
считаете: переизбыток всевозможных
устройств, казалось — абсолютно
необходимых, не лишает нас некой
внутренней свободы, которую испы-
тывали наши предки, лишённые этой
мелочной опеки?
Эта тирада, которую произносит Вол-
шебник в «Сказке», является скрытой
цитатой из древнекитайского даосско-
го трактата «Ле-цзы». Сам он на глазах
у читателей превратился в человека из
ворона. Возможно, он использовал для
этого даосские техники. Тогда ему не-
обходимо избегать любого средостения
между природой и его психофизиче-
ской сущностью. Что до нас, то всё, что
облегчает наше нелёгкое существование
в материальном мире, надо принимать
с благодарностью и смирением. А вот
когда вычислительная техника стано-
вится протезом головного мозга, то она
из помощника превращается в злей-
шего врага. Сейчас память и у детей,
и у взрослых портится с каждым днём.
Порча памяти — это отупение. Не по-
боимся этого страшного слова. Как мы
знаем из сказок, бесы, названные по
имени, теряют силу. А у пророка Иере-
мии сказано: «Разве упавши не встают
и, совратившись с дороги, не возвраща-
ются?» (Иер. 8:4).
БДМ:
События, о которых можно ска-
зать «это судьба», случались в вашей
жизни или творчестве?
В судьбу верят только материалисты-
оппортунисты. Последовательным,
«ортодоксальным» материалистам та-
кой веры не отпущено. Я не собираюсь
никого уничижить этой шуткой. Среди
материалистов было и есть множество
честных, благородных и способных на
самопожертвование людей. А ведь на-
сколько выше подвиг того, кто отдаёт за
других свою единственную, подчас со-
всеммолодуюжизнь, а взаменничегоне
ждёт. Это ещё раз подтверждает, что мы
дети одного Отца, и наследственность
проявляется вопреки ложным теориям,
необдуманно принятым на веру. Посто-
янный эпитет судьбы—«слепая», и сло-
восочетание «произвол судьбы» ника-
кой радости в себе не несёт. Счастлив
тот, кто во всём полагается на Божью
милость и на Его справедливые суды.
БДМ:
В стандартном представлении
территория эпохи, описанной в романе
«Царский выбор», считается благопо-
лучной, а вы сумели вскрыть динами-
ку, интригу и противоречия. Не жалко
было разрушать чужие иллюзии?
Разрушать тут нечего. Относительно
допетровской Руси у широкого читате-
ля никаких иллюзий нет. Есть только
отрывочные сведения об одних и тех
же немногочисленных фактах, всё вре-
мя подающихся в новом, но неизменно
нелепом освещении. И это при том, что
культурныйкругозорнашейпублики—
самый широкий в мире, а успехи нашей
НОЯБРЬ 2014
БАНКИ И ДЕЛОВОЙ МИР
99
КАЧЕСТВО ЖИЗНИ:
ГЕОГРАФИЯ ДУШИ