стран закономерность: чтобы эко-
номика росла на 5%, банки долж-
ны этот темп в 3–5 раз опережать.
В прошлом году, к сожалению, ма-
лые банки практически не выросли,
а некоторые и вовсе находятся на
грани выживания. Основную при-
чину я уже указывал. Могу, кстати,
добавить, что с нынешнего января
Россия вошла в четвёрку «ведущих»
государств, в которых любой банк
обладает капиталом, превышающим
$10 миллионов, — составив компа-
нию Нигерии, Пакистану и Чаду.
Таковы, увы, гримасы действующей
финансовой политики.
Но как бы то ни было, отправная
точка и основные параметры раз-
вития понятны. Что делать? Прежде
всего, полагаю, помочь с докапита-
лизацией. Она нам нужна ничуть
не меньше, чем ВТБ. Только цифры
другие. Банкам с капиталом менее
миллиарда рублей потребуются вли-
вания из государственных средств
в размере 50–100 миллионов руб-
лей — в виде прямого вхождения
в капитал Банка России или других
федеральных и региональных струк-
тур. На возвратной, естественно, ос-
нове. Не все согласятся на такие ус-
ловия, поэтому речь реально может
идти о докапитализации примерно
300 региональных банков. Общая
сумма, таким образом, не превы-
сит 30 миллиардов рублей — втрое
меньше, чем запрашивает на те же
цели только один крупный государ-
ственный банк. А уж эффективность
и сроки оборачиваемости выделен-
ных средств, вне всякого сомнения,
будут значительно выше.
Второй механизм для тех, кто
согласился на процедуры дополни-
тельного контроля и стал банком
с государственным участием, —
предоставление субординирован-
ных кредитов Банка России, входя-
щих в состав расчёта собственного
капитала. Наконец, третий, уже не
затрагивающий казну, механизм —
публично объявить об устойчиво-
сти докапитализированных малых
и средних банков. Такая корректная,
но убедительная поддержка вполне,
думаю, уместна со стороны Цен-
трального банка — на основе жёст-
кого мониторинга деятельности
коммерческих банков, который он
регулярно проводит. А эффект от
такого официального выражения
доверия может быть исключительно
веcом. И пусть не весь выведенный
триллион рублей удастся вернуть, но
большая часть вкладчиков с удоволь-
ствием переведёт свои деньги в дав-
но знакомые и привычные банки.
БДМ:
И вы действительно считаете,
что предложенных мер достаточно,
чтобы обеспечить бум в сегменте
малого бизнеса? Что Центробанк
с АСВ, извините, будут бегать
с кошёлкой по городам и весям —
вначале раздавая по сто миллио-
нов, а потом контролируя, как они
используются?
Для первого шага достаточно. Всё
дело ведь в доверии. Не в риторике,
за которую, впрочем, мы тоже рату-
ем, а в существе. Если произойдёт
хотя бы то, что предлагается, малые
и средние банки уже нельзя будет
по старинке держать за «мелочёв-
ку» и обузу. Нас придётся признать
полноценными и, не побоюсь этого
слова, — незаменимыми участника-
ми финансовой системы. Каковыми,
собственно, мы и являемся. Но офи-
циальное признание такого полно-
ценного статуса — для банка дорого-
го стоит. И первыми это оценят наши
клиенты и партнёры, которые непо-
средственно и двигают малый бизнес.
Но вы правы, следующий шаг
уже сейчас просматривается. А не
затрагивал я его только потому, что
на реализацию этого второго этапа
требуется время, а его у нас нет — на-
чинать надо было ещё вчера. Речь же
идёт о неизбежной, очевидно, струк-
турной перестройке — интеграции
малых банков в рамках холдингов.
И главная причина вовсе не в том,
что Центробанку неудобен размер
купюр, которыми мы пользуемся.
С этим мы как-нибудь разберёмся.
Дело в самом малом бизнесе.
У него сегодня много реальных
помощников, и ещё больше благо-
желателей. Что, конечно же, хоро-
шо. Нехорошо, что действуют эти
помощники врастопырку, а соби-
рать их усилия в кулак приходит-
ся банку. Это у меня в одном месте
все эти льготы по налогам, гаран-
тии, субсидирование процентной
ставки и даже простое включение
в региональную программу сводит-
ся к конкретному человеку, соеди-
няется с его обоснованием проекта
и получает абсолютно конкретную
оценку — стоимость кредита в руб-
лях. И эту квинтэссенцию рыночно-
го механизма при всех возможных
преобразованиях необходимо сохра-
нить в банке. А вот подтверждение
этих обязательств и, самое главное,
их реализация — это ещё одна очень
серьёзная работа, которой занима-
ется каждый банк. Её-то и можно
было бы поднять на уровень холдин-
га и существенно оптимизировать.
Да и сподручнее оно как-то — с вы-
соты холдинга разговаривать с руко-
водством регионов, с федеральными
структурами и, конечно же, с Цен-
тральным банком — контролиро-
вать, в частности, целевое использо-
вание выделенных средств.
Для входящих в холдинг банков
он прежде всего станет инициатором
передовых практик и технологий, по-
вышающих эффективность бизнеса.
Ещё одно первоочередное дело —
возрождение межбанковского креди-
тования хотя бы в рамках нескольких
регионов. Наконец, «подушка безо-
пасности» на случай трудных времён.
Подобный механизм взаимной под-
держки уже несколько лет действует
в Самарской области. И неслучайно
региональный портфель кредитов,
выданных местным компаниям-про-
изводителям, достиг уже почти 100
миллиардов рублей. Хорошая стар-
товая позиция, которую мы рассчи-
тываем в ближайшее время кратно
увеличить.
Беседовал
Виталий КОВАЛЕНКО
12
БАНКИ И ДЕЛОВОЙ МИР
ЯНВАРЬ–ФЕВРАЛЬ 2015
БИЗНЕС ИЗ ПЕРВЫХ РУК