РЕЗЕРВЫ «СЪЕДАЮТ»
«ПОДУШКУ БЕЗОПАСНОСТИ»
С ПРОШЛОГО КРИЗИСА ПРОБЛЕМА «ПЛОХИХ» ДОЛГОВ СИСТЕМНО
никак не решалась. В 2008–2009 годах основное регулирование со
стороны ЦБ заключалось в смягчении требований: при определённых
условиях банкам разрешалось не ухудшать формальные показатели
качества кредитов. Однако масштабных списаний «плохих» активов
и высвобождения резервов не было.
О
бъём резервов на возмож-
ные потери вырос за пе-
риод с осени 2008 года до
конца 2010 года в 3 раза, притом
что активы выросли менее чем
на 30%, а кредитный портфель —
менее чем на 10%. В дальнейшем,
с восстановлением роста банков-
ских активов и кредитования
экономики, объём сформирован-
ных резервов так и не снизился,
а улучшение формальных показа-
телей качества кредитного порт-
феля следовало вслед за ростом
кредитной задолженности: проб-
лема «размывалась» за счёт выда-
чи новых кредитов. Аналогичная
картина наблюдалась и с просро-
ченной задолженностью — другим
индикатором качества банковских
активов.
Безусловно, банки в той или
иной степени пытались справ-
ляться с проблемой сами. Реструк-
туризация ссуд или продажа проб-
лемных долгов коллекторским
агентствам — инструменты управ-
ления проблемными активами, до-
ступные любому банку.
Проблема возника е т тог -
да, когда объём таких кредитов
резко увеличивается, издержки
по управлению ими становятся
чрезмерными и начинают тормо-
зить развитие, отвлекая слишком
много сил и средств. Да и рынок
коллекторских агентств может
оказаться не способен «перева-
рить» всю массу проблемных ссуд,
от которых банки хотели бы из-
бавиться. В этом случае создание
универсального единого агентства,
основными задачами которого
были бы управление и реструкту-
ризация проблемными активами,
может иметь определённые пре-
имущества: банки получают воз-
можность оперативно расчистить
свои балансы от проблемных ак-
тивов, работа с которыми в рамках
единого агентства за счёт эффекта
масштаба может оказаться более
эффективной.
Но тут сразу возникают тонко-
сти и детали. Одна из главных —
рыночная оценка долга: насколько
она соотносится с теми резервами,
которые банк уже создал, не по-
влечёт ли дополнительные убыт-
ки, а если повлечёт, то на кого
и в каких пропорциях они будут
переложены — на банк или агент-
ство. К тому же, организация цен-
трализованного государственно-
го агентства открывает широкие
возможности для разного рода
Михаил ХРОМОВ
Заведующий лабораторией
финансовых исследований
направления «Макроэконо-
мика и финансы» Института
экономической политики
им. Е.Т. Гайдара
68
БАНКИ И ДЕЛОВОЙ МИР
МАЙ 2015
АНАЛИЗ:
МАКРОЭКОНОМИКА