МЫ ЗДЕСЬ НЕ ПРОСТО
РАБОТАЕМ —
ЖИВЁМ
1
К сожалению, с начала 2014 года, после отзыва ли-
цензии у наших коллег-земляков из Новокузнецкого
муниципального банка, наш городской банк, с капиталом
чуть больше 1,2 миллиарда рублей и балансом-нетто чуть
больше 6 миллиардов рублей, стал крупнейшим банком
Кузбасса, одного из самых развитых промышленных цен-
тров страны с огромным инвестиционным потенциалом.
В 2014 году инвестиции в основной капитал Кемеровской
области составили более 200 миллиардов рублей, но зна-
чительная часть этих инвестиций идёт без участия регио-
нальных банков. Основные причины в том, что большин-
ство проектов, связанные с модернизацией или новым
строительством в добыче полезных ископаемых или
энергетике, достаточно капиталоёмкие и не позволяют
местным банкам вносить свой вклад в инвестиционную
программу региона. Инвестиционные проекты малого
и среднего бизнеса чаще всего «по карману», но не всег-
да «по зубам»: видит око, да зуб неймёт. 254-е положение
о резервах и его трактовка надзором оставляет мало шан-
сов на формирование минимального резерва по финан-
сированию инвестиционных проектов. Любое изменение
состояния проекта влечёт формирование значительных
резервов. Капитал нашего банка не позволяет, как и мно-
гим другим региональным банкам, рисковать затратами
на резервы, несмотря на высокий уровень его достаточ-
ности. Тем не менее в портфеле банка есть рассмотренные,
реализованные и реализуемые инвестиционные кредиты,
имеющие региональное значение.
Упомянутый выше отзыв лицензии у одного из го-
родских банков, имевшего офисы почти во всех городах
области, имел негативные последствия для большого ко-
личества его кредиторов. Возникли задержки по выдаче
зарплаты, в том числе и предприятиям бюджетной сферы.
Последовала резкая реакция со стороны местной адми-
нистрации. Возобладало мнение, что все счета предпри-
ятий, контролируемых местной властью, а также зарплаты
бюджетных служащих должны быть переведены в «непо-
топляемые банки» с государственным участием. Установ-
лены сроки перехода, ответственные и т.п. В нашем банке
закрыта часть зарплатных счетов «по собственному жела-
нию» клиентов.
Понять решение можно: администрация города и об-
ласти чувствует ответственность за состояние финансов
муниципальных предприятий и зарплату бюджетников.
Понять можно и испуг, но обращает внимание то, что ин-
формации открытой и не вполне публичной, но которая
может быть получена органами власти из различных ис-
точников, всегда вполне достаточно, чтобы оценить со-
стояние любой организации, особенно банка. Проверок,
инспектирования и надзора в таком количестве, как над
банками, пожалуй, не проводится ни в одном другом сек-
торе экономики.
С другой стороны, очевидно, что все благотворитель-
ные и некоммерческие проекты всё равно требуют ресур-
сов. Источник их финансирования — только прибыль.
Сергей ПОПОВ
Заместитель председателя правления
Кузнецкбизнесбанка
ОКТЯБРЬ 2015
БАНКИ И ДЕЛОВОЙ МИР
25
БИЗНЕС ИЗ ПЕРВЫХ РУК:
АНКЕТА БДМ