И если из банка выведена часть бизнеса его клиентов,
то и прибыли у банка становится меньше. Подход банка
в этой ситуации такой: «Помогать тем, с кем сотрудни-
чаем». Благотворительные и спонсорские программы не
исчезли, они немного изменились и стали более конкрет-
ными и адресными. К сожалению, некоторые учреждения
из этой программы выпали, и им было рекомендовано
обратиться в обслуживающий их банк. Кроме того, в ре-
зультате перевода зарплатных проектов в другие банки
пострадали определённые группы наших заёмщиков, по-
терявших возможности льготного кредитования. Но всё
же абсолютное большинство наших клиентов осталось
с нами.
При всём этом не участвовать в «инициативах адми-
нистрации» мы просто не можем. Цель исполнительной
власти на местах — улучшение жизни горожан. Цели наши
совпадают, здесь мы и сторонники исполнительной вла-
сти, и потребители «инициатив». Остались в программе
банка Новый год, День металлурга, День города, 1 сен-
тября, День пожилого человека, поддержка новокузнец-
ких спортсменов и артистов на различных соревнованиях
и конкурсах.
2
Федеральные банки могут полностью заменить мест-
ные банки. Так же как скажем, крупные авиакомпа-
нии заменили собой межрегиональную авиацию. И наи-
более быстро долететь в Новосибирск из Новокузнецка
сейчас можно только через Москву. В Хабаровск из
Новокузнецка, кстати, тоже удобнее лететь через Москву.
Федеральному центру так, безусловно, удобнее. И в авиа-
перевозках, и в банковских услугах. Потребителю услуг
становится менее удобно. Уход местных банков из какого-
либо сектора банковского бизнеса ухудшает условия для
клиента. Всевозможные удалённые «фабрики» работают без
учёта региональных особенностей, потребностей клиента.
Преимущество местной кредитной организации в том, что
такой банк не просто работает в городе — он в нём жи-
вёт. Понятно, что отношение «гастарбайтера» и «хозяина»
к любой проблеме различается. Наш мотив развития биз-
неса клиента в том, что его услуги востребованы нами же.
Модные речовки «Мы вместе со своими клиентами» для нас
не просто слова, мы живём в симбиозе с нашими шахтёра-
ми, металлургами, строителями, работниками бюджетной
сферы. Мы не можем вслед за Банком России резко реаги-
ровать повышением ставки для тех жителей нашего города,
1
АТБ — один из крупнейших региональных банков на территории РФ, это озна-
чает, что мы занимаем ощутимые позиции в регионах. Есть регионы, где наши
позиции наиболее сильны, например: Чукотка, Магадан, Камчатка. По некоторым по-
казателям здесь мы занимаем долю рынка от 15 до 60%. А вот в Алтайском крае нам
ещё необходимо наращивать долю рынка, в силу того что банк совсем недавно начал
здесь активно работать.
В большинстве регионов мы обязательно плотно сотрудничаем с администрациями,
причём не только администрациями края, области и крупных региональных центров.
Работа ведётся и непосредственно на местах — с администрациями самих городов, где
есть наши филиалы и отделения. Например, в Амурской области мы несколько лет
совместно с областной администрацией осуществляем работу по проекту «Транспорт-
но-социальная карта». В настоящее время этот же проект мы успешно начали реализо-
вывать в Биробиджане. Кроме того, на Чукотке поддерживаем инициативу округа по
минимизации расчётов наличными в отдалённых населённых пунктах. То есть банк
принимает участие в самых социально значимых для городов проектах.
2
Заменить? Нет! Ни в коем случае. Места на рынке всем хватает. Каждому бан-
ку необходимо использовать свои сильные стороны и тем самым максимально
удовлетворять существующий спрос. Федеральные банки сильны в работе с крупными
клиентами, они в настоящее время имеют гораздо больше возможностей для вложения
средств в развитие новых технологий. Наша ниша — это малый и средний бизнес, част-
ные клиенты. Банк ведёт большую работу в области сотрудничества с малым бизнесом,
для которого создаёт максимально комфортные и выгодные индивидуальные условия.
Для МСБ у нас специально разработаны замечательные пакетные продукты, которые
позволяют предоставить весь комплекс необходимых услуг.
В настоящее время в АТБ наблюдается почти равновесный баланс между корпора-
тивными и частными клиентами. Именно такую цель мы себе и ставили.
МЕСТА НА РЫНКЕ
ВСЕМ ХВАТАЕТ
Татьяна ЧЕКОНОВА
Заместитель
председателя правления
Азиатско-Тихоокеанского
Банка
26
БАНКИ И ДЕЛОВОЙ МИР
ОКТЯБРЬ 2015
БИЗНЕС ИЗ ПЕРВЫХ РУК:
АНКЕТА БДМ