До внесения бюджета–2016 в Думу
в конце октября мы наверняка услы-
шим ещё не одну креативную идею.
Собственно, примерно тем же —
кропотливым выверением расходов
«по одёжке» — заняты все граждане,
все домашние хозяйства. Очевидно
ведь, что «и то и другое» уже не выхо-
дит. Получается только что-то одно —
и, как правило, за счёт другого. Тут во-
прос — в определении приоритетов.
ФОНД НЕ РЕЗИНОВЫЙ
Классические инструменты покры-
тия дефицита бюджета, к сожалению,
в нынешней ситуации оказались не-
рабочими. Объём доходов от продажи
госимущества в 2015 году на начало
осени составил всего 17,2% от запла-
нированного объёма. Рыночные за-
имствования невозможны по разным
причинам.
Внешние заимствования в совре-
менной геополитической обстановке
нереальны, Минфин даже не пытался
к ним обратиться, и весь 2015 год толь-
ко гасил уже существующие долги.
По данным Счётной палаты, за семь
месяцев внешний госдолг сократился
на 32,4 миллиарда рублей.
Внутренние заимствования фор-
мально осуществляются, но только
в объёмах, позволяющих гасить пре-
дыдущие займы: уровень ставок не по-
зволяет развернуться с размещением
облигаций, хотя спрос на них есть. Ещё
бы, по таким ставкам, с такой доход-
ностью! Диапазон средневзвешенной
цены заимствований за семь месяцев
составил от 10,56 до 16,28% годовых
(против 6,67–8,94% в 2014-м и 6–7,42%
в 2013-м). По данным Счётной палаты
на 1 августа, в результате размещений-
погашений внутренний госдолг сокра-
тился почти на 70 миллиардов.
Остаётся последний источник —
Резервный фонд. Собственно, для это-
го он и создавался в ущерб текущим
расходам прошлых лет. На 1 сентября
его объём составлял 4,7 триллиона
рублей. На эту же дату с начала года,
по словам министра финансов, из
него было потрачено 900 миллиардов
рублей. Всего до конца года Минфин
планирует использовать из него око-
ло 2,5 триллиона рублей. На 2016–2017
годы предполагается задействовать из
фонда чуть более 1 триллиона.
Цель Минфина — сохранить Ре-
зервный фонд до конца 2018 года.
«
Я сейчас не скажу конкретно в циф-
рах, но совершенноточно убеждён, что
ни в 2016-м, ни в 2017 годах Резервный
фонд не будет обнулён, и в 2018 год мы
войдём со средствами Резервного фон-
да, но и пополняться он не будет
», —
пояснил журналистам министр фи-
нансов. Сначала речь шла об остатке
на конец 2018-го около 500 миллиар-
дов рублей, что арифметически согла-
суется с заявленным режимом расхо-
дования. Позже
Антон СИЛУАНОВ
заявил о цели сохранения резервов
в 2 триллиона рублей. Тут с арифме-
тикой нелады: непостижимым ма-
гическим образом фонд получается
резиновым. Тем более что с оценкой
расходов в 2016–2017 годах явно по-
скромничали: 2017-й — предвыбор-
ный год, а в такие периоды социаль-
ные пряники раздаются без счёта.
Независимые эксперты магиче-
скую арифметику Минфина разоб-
лачают. Так, по расчётам Института
Д
ефицитность бюджета в ближай-
шие годы очевидна, и основным
источником его покрытия будет Ре-
зервный фонд: ставки на рыночные
долговые заимствования очень вы-
соки, поэтому привлечение заёмных
средств по такой цене будет невелико.
Вследствие девальвации рубля объём
Резервного фонда увеличился, этих
средств должно хватить для покры-
тия бюджетного дефицита минимум
на три года. А через три года, надеюсь,
макроэкономическая ситуация выпра-
вится.
По итогам года плановый дефицит
бюджетов ожидается и в регионах —
около 900 миллиардов рублей (в кон-
солидированных бюджетах субъектов
РФ). Примерно половину этого дефи-
цита планируется финансировать за
счёт выпуска облигаций и банковских
кредитов (сальдо по привлечению на
конец года — 240 и 270 миллиардов
рублей соответственно). Но в связи
с высокойстоимостьютаких заимство-
ванийнеисключенозамещениерыноч-
ного долга фактически бесплатными
бюджетными кредитами. В прошлом
году на досрочное погашение рыноч-
ных займов было выделено 150милли-
ардов рублей. Сумма, конечно, не со-
поставимая с реальной потребностью
регионов, но для некоторых регионов
эти бюджетные кредиты оказались су-
щественной поддержкой.
Елена
ПЕНУХИНА
Эксперт
ЦМАКП
РЕЗЕРВОВ
ПОКА ХВАТИТ
ДИНАМИКА РАСХОДОВ
ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА
В РЕАЛЬНОМ ВЫРАЖЕНИИ
ПРИ ЦЕНЕ НЕФТИ
$50 ЗА БАРРЕЛЬ*
Источник:
расчёты Института
«Центр развития» НИУ ВШЭ
48
БАНКИ И ДЕЛОВОЙ МИР
ОКТЯБРЬ 2015
АНАЛИЗ:
МАКРОЭКОНОМИКА