П
олитика развития, прежде
всего, включает в себя повы-
шение качества жизни и эко-
номический рост. Это — основные
ориентиры для развивающихся эко-
номик в их стремлении встать вро-
вень с богатыми странами. В прин-
ципе на решение этих задач нацелена
и стратегия Вашингтонского консен-
суса. Реализуют её такие глобальные
институты, как ФРС, МВФ, Всемир-
ный банк, и, казалось бы, их усилия
давно уже должны были привести
к реальным результатам. Но на прак-
тике большинство стран страдают от
нехватки ресурсов, растущего нера-
венства и суверенной задолженно-
сти, которая все эти годы постоянно
нарастает. Ещё одна загадка: деньги,
в соответствии с заявленными це-
лями, должны бы идти из богатых
стран в бедные, а на деле всё выхо-
дит наоборот. Почему так получа-
ется и какие механизмы приводят
к такому эффекту?
Как профессиональный эконо-
мист я четверть века занимался
исследованием проблем развития.
Но когда изучал свою профессию,
писал первые научные работы, а за-
тем преподавал в Германии, Японии
и Великобритании, экономика была
совсем другой. А потом она измени-
лась. В сегодняшних, отражающих
mainstream, учебниках указывается,
что для нынешнего периода харак-
терна экономика развития и это —
новое слово в экономической науке.
Действительно ли это так и почему
новация возникла именно в сере-
дине прошлого века? Потому, гово-
рят современные учебники, что это
был период деколонизации, когда
многие страны обрели самостоя-
тельность и освободились от сво-
их господ. Иными словами, как раз
в тот момент, когда развитые страны
утрачивали свой контроль над коло-
ниями, они и создали для них новую
экономику. Но почему господа коло-
низаторы, если они действительно
были заинтересованы в развитии
своих колоний, не сделали это веком
раньше?
Согласитесь, вопросы вполне за-
кономерны. Как и вывод, который
естественным образом из них сле-
дует: вряд ли стоит так уж доверять
экономике развития. Скорее всего,
она несёт в себе некие подспудные
мотивации, которые и являются для
её создателей истинными целями.
А чтобы понять их, нужно в первую
очередь определить: кто же является
конечным бенефициаром этой новой
экономики?
Первый постулат экономики
по-вашингтонски: развивающиеся
страны должны обладать сбереже-
ниями, необходимыми для их раз-
вития. Но вчерашние колонии та-
кими возможностями, естественно,
не располагают, и что в таком случае
делать? Ответ прост: давайте обра-
тимся к международным банкам,
стоящим у подножия МВФ, и они
будут их кредитовать. Что и было
сделано.
Второй краеугольный камень —
рынок. Причём абсолютно свобод-
ный, не допускающий малейше-
го вмешательства национального
государства. Ну и, соответственно,
третий недостающий элемент — сво-
бодная международная торговля, ко-
торая, собственно, и обеспечит как
экономический рост, так и новое ка-
чество жизни.
Коренной вопрос, безуслов-
но, связан с тезисом о сбережени-
ях — именно в этом звене заложен
механизм, который привёл разви-
вающиеся страны к колоссальным
задолженностям. В связи с этим мы
должны более пристально рассмо-
треть природу и характер деятельно-
сти банков, поскольку ресурсы для
развития, в соответствии со страте-
гией, должны поступать в развива-
ющиеся страны именно от междуна-
родных банков.
Большинство экономических мо-
делей, как правило, о них даже не
упоминают, хотя любой человек, за-
нимающийся бизнесом, скажет, что
банки — основа всего. Это уникаль-
ный институт, который не просто
обеспечивает нас деньгами, но и соз-
даёт среду, конкретику взаимоотно-
шений. А главное, они сами создают
деньги и формируют потребность
в кредитовании.
Когда вы погашаете кредит, то
возникают новые деньги в виде про-
цента, превышающего сумму долга.
В форме депозита они отражаются
на балансах банков и таким образом
формируют массу новых денег, при-
дающих им дополнительную силу.
Насколько велика эта сила, показы-
вает статистика: банки создают 97%
денег, вводимых в экономику че-
рез механизм кредитования. И что
принципиально важно — именно
они определяют, кто получает фи-
нансовые ресурсы, в каком объёме,
на какие цели и на каких условиях.
Это позволяет им очень быстро фор-
мировать экономический ландшафт,
ВАШИНГТОНСКИЙ
КОНСЕНСУС
VS ПОЛИТИКА РАЗВИТИЯ
Ричард ВЕРНЕР
Профессор Центра
банковского дела, финансов
и устойчивого развития
Университета Саутгемптона
(Великобритания)
30
БАНКИ И ДЕЛОВОЙ МИР
НОЯБРЬ 2015
БЕЗ ГРАНИЦ