Стр. 39 - BDM_11_2015

Упрощенная HTML-версия

и закручивает гайки. Не могу не поддержать действия ре-
гулятора в теории. Но на практике всё не так однозначно,
в большинстве своём эти действия в текущий момент не
создают предпосылок для развития экономики при её су-
щественном падении. И это тянет за собой ещё массу по-
следствий макроэкономического характера. Другими сло-
вами, время для чисток, преобразований и ужесточений
выбрано крайне непростое.
Ответ на другой извечный русский вопрос «что де-
лать?» тоже видится только один: делать выводы, учиться
на своих ошибках и двигаться дальше.
Основной тренд по системе — существенное снижение
прибыли и рентабельности банковского сектора. Это, мож-
но сказать, медицинский факт. Убыточность банка рано
или поздно приведёт к исключению из системы страхова-
ния вкладов и в конце концов к отзыву лицензии. Убыток
в основном формируют отчисления в резервы и снижение
рентабельности активов. Перспектива в этом смысле пес-
симистична.
По разнымоценкам, по результатам2015 года сектор вый-
дет в небольшой плюс или отразит убыток. В связи с этим
банки продолжат снижать издержки, оптимизируя сети
и персонал, отказываться от маркетинговых затрат и допол-
нительных дорогостоящих активностей. Темпы кредитова-
ния продолжат снижение, но требования к заёмщикам будут
только ужесточаться, даже при наличии ликвидного залога.
Дефицит капитала будет негативно влиять на активность
банков. Вместе с тем усилится конкуренция за качественных
заёмщиков. Продолжится консолидация системы за счёт
слияний или ликвидаций банков. Одновременно банки про-
должат поиск новых источников, прежде всего комиссион-
ного дохода, развивая платёжные сервисы, онлайн-услуги,
интернет-банкинг, участвуя в различных партнёрских про-
граммах, создавая новые продукты и услуги для клиентов.
Откровенно говоря, «вкладывать в себя» нужно было
раньше. Сейчас время «перепрошивки» подходов, кото-
рое предполагает концентрацию усилий и эффективность
действий.
1
Надо понимать, что мы видим ситуацию только со стороны IТ, то есть это взгляд
специфический. Мы видим, как общая политика банка отражается на IТ-проектах
и как мы с ними вместе решаем сложившуюся ситуацию. По нашим наблюдениям, име-
ют место три основных модели.
Модель «консервации»
. Окуклиться, оптимизировать затраты, исключить новые
проекты. При этом холить и лелеять свою клиентскую базу. Ну и не иметь проблем
с регламентирующими органами. В этом случае главная наша задача — поддержка
клиента. Те же операционные расходы можно снизить, проведя совместно с клиен-
том аудит бизнес-процессов и поняв, где и что можно автоматизировать. И да, мы
гордимся тем, что среди всех поставщиков банковского программного обеспечения
предоставляем максимальный набор услуг в рамках стандартного договора сопро-
вождения.
Модель «локальных задач»
. Как правило, есть участки и задачи, которые имеет
смысл реализовывать. Например, постепенно переносить процесс сбора задолжен-
ности от коллекторов обратно себее. С учётом того, что коллекторам долги отдают
за 5–10%, такая инвестиция окупается очень быстро. Тут решения для банка надо
реализовывать недорого и, главное, быстро (максимум четыре месяца, но лучше
раньше). При современной платформе и Agile-технологии внедрения — это реаль-
но. При этом банк может предпочесть (опять же из экономии) решать такие задачи
самостоятельно, для этого решение должно быть открытым. Интересным приме-
ром такой задачи является «электронная очередь», описанная Людмилой Кулаги-
ной, председателем правления банка СИБЭС, в статье «Опыт взаимодействия CIO
и банка».
Модель «Приводим IТ в порядок, пока есть время»
. Как это ни странно, немало
банков сейчас рассматривают вопрос смены АБС. Такие банки не испытывают со-
мнений в будущем и используют затишье в делах для наведения порядка в своей
архитектуре. Это мы видим и по количеству тендеров, и по общей реструктуриза-
ции IТ-ландшафта, которую проводит ряд наших клиентов (особенно крупных).
И естественно, банк в подобной модели хочет получить от разработчика максимум
при минимуме затрат, как и положено при кризисе.
ПОКА ЕСТЬ
ВРЕМЯ…
Анна ЧЕРНОБЫЛЬСКАЯ
Руководитель управления
маркетинга компании
ПрограмБанк
НОЯБРЬ 2015
БАНКИ И ДЕЛОВОЙ МИР
39
БИЗНЕС ИЗ ПЕРВЫХ РУК:
АНКЕТА БДМ