1
Концентрация усилий на главном — вот верный выбор. Банки — это бизнес про
деньги, здесь может быть только рациональный подход. Вариант «залечь в спячку
и окуклиться» может оказаться фатальным. Пока ты будешь спать, все уйдут вперёд,
а ты уже не догонишь.
Мы для себя приняли следующие решения. Как универсальный банк мы продолжа-
ем развивать и корпоративный, и розничный бизнес, модифицировав соответствую-
щим образом систему оценки рисков. При этом в розничной стратегии мы ещё больше
усилили акцент на нашем флагманском продукте — ипотеке, но приостановили высо-
комаржинальное и высокорисковое беззалоговое кредитование «на улицу». Предло-
жения для действующих клиентов и сотрудников корпоративных клиентов остались,
причём в ряде случаев — на льготных условиях.
Депозитная политика банка осталась без изменений. Наши ставки традиционно
не превышают средние по рынку, но для стимулирования спроса мы периодически
предлагаем клиентам сезонные акции с более привлекательными условиями.
2
Это актуальный сегодня вопрос, ответ на который зависит в первую очередь от
того, с каким опытом и наработками тот или иной банк встретил нынешний кри-
зис. Есть варианты.
ТрансКапиталБанк, в частности, имеет очень позитивный опыт в области секью-
ритизации. Ранее мы уже секьюритизировали свой ипотечный портфель и сейчас го-
товимся к очередной крупной сделке в этом направлении.
Также в этом году мы начали активно развивать новое для себя направление —пло-
щадку «Банк для Банков». Это программа для финансовых институтов ЕАЭС и СНГ,
которая предусматривает комплексный подход: расчётный бизнес, казначейские опе-
рации, инструменты торгового финансирования, возможности организации синди-
цированных займов. Таким образом, банк получил ещё один эффективный источник
фондирования.
3
Это перспективное направление, которое отражает органическое развитие бан-
кинга, и сегодня участники банковского рынка в России относятся к подобным
партнёрствам как к норме. Кстати, зарубежная банковская практика этот этап уже
прошла и продемонстрировала его успешность. Там данный подход реализован и уже
давно является источником дополнительного дохода. Это просто эволюция финансово-
го рынка. Банки переходят от специализации на продукте к специализации на потреб-
ности клиента. Они расширяют свои «витрины» и предлагают более широкую линейку,
которая включает также продукты из смежных областей — страхование, «коробки»
и пр. Мы—не исключение. Такие предложения обеспечивают клиентам режим «одного
окна» при решении своих задач, а банку — дополнительный доход.
5
В идеале заниматься здоровьем, конечно же, надо на протяжении всей жизни.
К банкам это относится напрямую. Хотя бы потому, что профилактика всегда де-
шевле и выгоднее лечения. Если начинаешь лечиться, когда болезнь запущена, то стоит
это намного дороже, а успешность результата уже 50 на 50.
Из таких профилактических трендов я бы выделил следующие. Во-первых, сегодня
обязательно надо продолжать вкладываться в информационные технологии. Клиент
ожидает только самого быстрого и комфортного сервиса, что невозможно обеспечить
без соответствующих технологий. Во-вторых, сейчас хорошее время для того, чтобы
концентрироваться на своих сильных сторонах и обновлять стратегию в соответствии
с ними. В-третьих, современный рынок делает особенно актуальными возможности са-
мого разнообразного партнёрства: от небольших форматов, как кобрендинг или упомя-
нутые выше «коробки», до таких масштабных решений, как слияния и объединения.
НЕ ВРЕМЯ
СПАТЬ
Евгений ИВАНОВСКИЙ
Заместитель
председателя правления
ТрансКапиталБанка
40
БАНКИ И ДЕЛОВОЙ МИР
НОЯБРЬ 2015
БИЗНЕС ИЗ ПЕРВЫХ РУК:
АНКЕТА БДМ